.: Навигация :.
Обо всем
Камеральная проверка
Выездной контроль
Прибыль
НДС
НДФЛ и изменения с 2014 года
ЕНВД и новые изменения
УСН
Налоговая выгода
Судебные споры
Новости налогообложения
Трансфертное ценообразование
Налоговику
Бухгалтеру
Nanalog.ru » НДС » Доначисление НДС по программе ЖКХ закона 185-ФЗ

Доначисление НДС по программе ЖКХ закона 185-ФЗ



В целях поддержки и реформирования ЖКХ в 2007 году Правительством РФ был принят федеральный закон № 185 – ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ», согласно которому из этого фонда выделялись денежные средства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, при условии долевого участия субъекта, муниципального образования и самих жильцов этих домов. При этом, денежное участие жильцов должно составлять не менее 5% стоимости работ по капитальному ремонту.

Доначисление НДС по программе ЖКХ закона 185-ФЗ Изначально, организации ЖКХ – управляющие компании, работы по капитальному ремонту никак не учитывали для целей налогообложения НДС, и соответственно, не включали ни в объект, ни в налоговые вычеты.
Впоследствии, начала формироваться арбитражная практика, что такое исключение из объекта налогообложения является неправомерным.
Ориентируясь на эту арбитражную практику, управляющие компании стали облагать выполненные работы, но в размере 5%, оплачиваемых жильцами. Остальные денежные средства, поступающие из Фонда, областного и местного бюджетов, квалифицировались ими как субсидии, и не включались в объект налогообложения на основании п.2 ст.154 НК РФ.
При этом, в налоговых вычетах управляющими компаниями формировался НДС со всей стоимости затрат по капитальному ремонту, что не противоречит нормам ст.171 и ст.172 НК РФ.
Соответственно, при такой схеме налогообложения постоянно формируются условия для возмещения НДС, т. к. в НОБ – 5%, а в вычетах 100%.

В Свердловской области стали сдавать уточненные налоговые декларации на возмещение НДС.

Первоначально пытались уменьшить сумму налоговых вычетов, мотивируя это приобретением работ у подрядчиков для осуществления операций, не подлежащих налогообложению. Однако, такая позиция налоговых органов не была поддержана арбитражными судами.

Тогда была сформирована позиция по включению в налоговую базу сумм реализации работ по выполненному капитальному ремонту.
Позиция была основана на следующем:
В соответствии со ст.146 НК РФ объектом по НДС признается реализация товаров (работ, услуг).
При этом, для целей реализации не важен факт оплаты реализованных работ по капитальному ремонту.
Следовательно, при передаче реализованных работ по капитальному ремонту населению в полном объеме, нет оснований исключать из объекта налогообложения часть (95%) объема выполненных работ.




Порядок определения налоговой базы по НДС установлен ст. 153 – 162 НК РФ.
Пунктом 2 ст.154 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
При этом, суммы субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня при определении налоговой базы не учитываются.

Финансовая поддержка, выделяемая в соответствии с Законом № 185 – ФЗ не может быть квалифицирована ни как выделяемая в связи с применением государственных регулируемых цен, ни как предоставление отдельных льгот потребителям – собственникам жилых помещений.

Цена капитального ремонта домов за счет средств фонда содействия реформированию ЖКХ, средств областного и муниципального бюджетов не относится к регулируемой государством, поскольку, стоимость ремонта и выделение на него денежных средств определяется на основании утвержденной сметы и согласовывается в каждом случае индивидуально.

Нельзя признать эти денежные средства и как выделяемые в связи с предоставлением льготы. Льготой являются преимущества, предоставляемые отдельным потребителям по сравнению с другими. В данном случае все дома ремонтируются на равных условиях, без каких – либо преимуществ. Стоимость ремонта в домах различна, но она зависит не от преференций для отдельных потребителей, а от конкретных смет на ремонт.

Кроме того, нет оснований считать эти денежные средства субсидиями и по нормам ст.78 Бюджетного кодекса РФ.
Соответственно, из этой нормы можно сделать вывод, что субсидия – это выплата компенсационного характера для производителей, направленная именно на компенсацию уже произведенных расходов или недополученных доходов.
Производителями работ по капитальному ремонту организации ЖКХ не являются, поскольку, привлекают для этих целей подрядные организации, а поступление денежных средств из фонда возможно в виде авансовых платежей.
Нормы ст.78 Бюджетного кодекса РФ предполагают ещё и возможность использования субсидий по своему усмотрению. Поскольку, субсидии имеют своей целью получение компенсации за уже произведенные расходы, то при их получении отсутствует необходимость их целевого использования.
Нормы Закона № 185 – ФЗ предполагают использование денежных средств только для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, соответственно, четко прослеживается их целевое использование.

Кроме того, при рассмотрении вопроса налогообложения НДС операций по выполнению работ по капитальному ремонту учитывались и иные нормы права.
В своём Определении от 01.03.2012 № 389–О–О Конституционный суд РФ указал, что в соответствии со ст.16 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541–1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» при приватизации гражданами жилых помещений в домах, требующих ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
При этом, Конституционный суд указал, что финансирование деятельности органов местного самоуправления осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако, в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им финансовой помощи целевого характера со стороны РФ и субъектов РФ, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
В частности, такой возможностью привлечения денежных средств Конституционный суд РФ рассматривает положения Закона № 185 – ФЗ, которым установлены специальные меры государственной финансовой поддержки муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Подтверждением вышеизложенному, является содержание Постановления Правительства Свердловской области от 10.03.2009 № 251 – ПП «Об утверждении региональной адресной программы «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Свердловской области».
Муниципальные образования «Городской округ Заречный» и «город Екатеринбург» Свердловской области относятся к числу получателей.

Соответственно, при такой ситуации у организаций – получателей бюджетного финансирования нет оснований для применения к работам по капитальному ремонту в соответствии с Законом № 185 – ФЗ норм п.2 ст.154 НК РФ.
В ходе камеральных проверок уточненных НД по НДС с возмещением установлено, что Управляющая компания «ДЕЗ» выполняла работы по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках Закона № 185 – ФЗ.
При камеральной проверке представленных документов налоговым органом было установлено, что выполненные ремонтные работы управляющая компания выполняла в рамках Закона № 185 – ФЗ и облагала их только в части денежных сумм, полученных от населения (5%). Бюджетные денежные средства, полученные в виде долевого финансирования в размере 95 %, в налоговую базу включены не были.

При расчете суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей доначислению по результатам камеральной проверки на основании актов выполненных работ была определена стоимость капитального ремонта без включения в нее НДС и применена ставка 18 %.
Позиция налоговых органов поддержана в том числе ВАС РФ (определения от 06.06.2013 № ВАС-6238\13, от 24.07.2013 № ВАС-5854\13).


.: Курс валюты :.
    26/09 27/09
    информер курса валют
    USD
    57,5660  57,5186
    EUR
    68,5553  68,0215
    БВК
    76,5749  76,1100
.: Опрос на сайте :.

    Да, плачу самый минимум
    Да, немного укрываю
    Нет, я честно плачу налоги