.: Навигация :.
Обо всем
Камеральная проверка
Выездной контроль
Прибыль
НДС
НДФЛ и изменения с 2014 года
ЕНВД и новые изменения
УСН
Налоговая выгода
Судебные споры
Новости налогообложения
Трансфертное ценообразование
Налоговику
Бухгалтеру
Nanalog.ru » Планирование выездной » Налоговый разрыв - новая система управления рисками налогоплательщиков

Налоговый разрыв - новая система управления рисками налогоплательщиков



Эффективность выездных проверок из года в год растет, удельный вес низкоэффективных проверок, соответственно, снижается, растет качество проверок - суммы уменьшенных вышестоящими налоговыми органами и судами доначислений сокращаются.
Всё это становится возможным благодаря качественному развитию налоговой системы и подхода к контрольной работе со стороны ФНС в целом.
Рост результатов контрольной работы должен подтверждаться ростом налоговой базы и уплаченных налогов за счет выявления сокрытых от налогообложения сумм и увеличения количества налогоплательщиков, добровольно исполняющих налоговые обязательства.
При динамике роста эффективности выездных проверок и сокращении низкоэффективных проверок наблюдается снижение показателя налоговой нагрузки по налогу на прибыль.

Что же происходит с налоговой базой? Является ли такая динамика объективной и объяснимой следствием отдельных изменений налогового законодательства и ухудшением экономической ситуации? Или быть может ФНС просто неправильно расставляет приоритеты, сосредотачивая внимание на одних рисках и, одновременно, упускает, проигрывает на других? Как оценить реальную эффективность работы налоговых органов, и какие суммы налогов объективно должны поступать в бюджет с учетом действующего законодательства и экономической конъюнктуры?

В зарубежных странах количественная агрегированная оценка результатов работы налоговых органов измеряется так называемым налоговым разрывом.
Данный показатель «налоговый разрыв» рассчитывается как разница между предполагаемой суммой налогов, которая могла бы поступить в бюджетную систему при условии полного и своевременного исполнения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, и суммой фактически поступивших налогов.
Налоговый разрыв - это разница между сумой налогов, которые теоретически должны быть уплачены (без применения схем уклонения от уплаты налогов), и суммой фактически уплаченных налогов.
Структура налогового разрыва выглядит следующим образом:
Налоговый разрыв - новая система управления рисками налогоплательщиков

Несмотря на различия непосредственно в методике расчета налогового разрыва в ряде зарубежных стран, данный показатель, как правило, включает:
суммы сокрытых налогоплательщиками налоговых обязательств в результате умышленного уклонения от уплаты налогов и сборов либо применения схем незаконной минимизации налогов,
суммы недопоступивших налогов в результате ошибок в определении налоговой базы и исчислении налогов,
а также неуплаченные налогоплательщиками суммы налоговых обязательств в установленные законодательством сроки.
Налоговый разрыв - новая система управления рисками налогоплательщиков

Как правило, в зарубежных странах применяются два подхода к расчету данного показателя:
метод, основанный на макроэкономических показателях. Он предназначен для общей оценки размеров потерь налоговых доходов, и используется как индикатор оценки эффективности работы налоговой администрации. Например, в Великобритании ежегодно публикуется отчет о размерах налогового разрыва. Можно сказать, что это своеобразный отчет перед правительством и обществом о проделанной работе. И от эффективности и результативности работы по сокращению налогового разрыва зависит репутация налоговой администрации и общественное доверие.
Конечно, если комплексно рассматривать все аспекты, размер налогового разрыва зависит не только от эффективности работы налоговых органов, он также зависит от действующего законодательства, от того в какой степени оно способствует предотвращению и пресечению потерь бюджета от налоговых правонарушений.

второй метод расчета налогового разрыва – по зонам рисков - основан на информации о соблюдении налогового законодательства, главным образом, полученной по результатам контрольной работы. Данный метод, наряду с макроподходом, применяется в Швеции и основан на результатах проведения выборочных проверок соблюдения налогового законодательства, проведения целевых проверок налогоплательщиков с высокими налоговыми рисками, исследовании отдельных секторов экономики и оценки рисков по ним.
Конечно, микро- подход к определению налогового разрыва не может дать общую картину о всех налоговых рисках, а только о тех, с которыми налоговая администрация уже столкнулась в ходе своей деятельности.
Налоговый разрыв - новая система управления рисками налогоплательщиков

В этой связи в целях получения максимально приближенного представления о существующем налоговом разрыве и рисках макро- и микро- методы, как правило, применяют одновременно.

Данное понятие «налоговый разрыв» в настоящее время (ноябрь 2013 года) еще не сильно развито, и в ФНС нет определенной методики расчета этого показателя, лишь изучаются зарубежные варианты расчета.
Однако уже сейчас возможно оценить примерные масштабы этого налогового разрыва. Сделать это возможно, проведя глубокий анализ налоговой базы по основным отраслям с использованием основных экономических и налоговых показателей, а также результатов контрольной работы с целью определения основных налоговых рисков и оценки их масштабов.

Основной показатель для определения и анализа налоговых рисков – это по-прежнему налоговая нагрузка, которая рассчитывается не только традиционно по всем налогам, но и по каждому налогу в отдельности.
В первую очередь по налогу на прибыль (так как прибыль является экономическим результатом финансово-хозяйственной деятельности), а также другим налогам, в том числе и косвенным, особенно там, где есть риски манипуляции налоговыми ставками.
Только такой подробный анализ может дать видение ситуации с налоговым разрывом, а при анализе динамики показателей налоговой нагрузки в ретроспективе – эффективности работы по его сокращению.
Формула расчета налогового разрыва на основе налоговой нагрузки и среднеотраслевых показателей выглядит следующим образом:
Налоговый разрыв - новая система управления рисками налогоплательщиков
Для расчета налогового разрыва необходимо рассчитать сумму налога, которую теоретически должен уплатить налогоплательщик. Она равна произведению суммы налогов, начисленной налогоплательщиком и отношения среднеотраслевой нагрузки к фактической. Напомним, что для расчета фактической налоговой нагрузки необходимо общую сумму начисленных налогов (не уплаченных!) налогоплательщиком за календарный год разделить на его выручку за этот год, умноженное на 100. Начисленные налоги берутся по налоговым декларациям анализируемого года (в расчет не входят зарплатный НДФЛ и начисления по налоговым агентам по НДС). Выручка берется по данным бухгалтерской отчетности, а также деклараций по УСН, ЕСХН, и НДС.

Непосредственно работа по сокращению налогового разрыва и повышению уровня добровольного исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств согласно передовому зарубежному опыту осуществляется в рамках системы управления налоговыми рисками, встроенной в общую организацию налогового администрирования.

С учетом рекомендаций ОЭСР и Генерального директората по налогообложению и таможне Еврокомиссии модель управления налоговыми рисками представляет собой цикличный процесс и включает в себя следующие этапы:
идентификация налоговых рисков;
анализ налоговых рисков;
приоритизация налоговых рисков и определение мероприятий по управлению налоговыми рисками;
реализация мероприятий по управлению налоговыми рисками;
анализ результатов, совершенствование системы управления рисками.
Налоговый разрыв - новая система управления рисками налогоплательщиков

А как выстроена работа в ФНС России? С 2007 года у ФНС имеется тоже риск-ориентированный подход, который активно применяется при отборе налогоплательщиков для проведения проверок либо заслушивания на комиссиях по легализации заработной платы.
Однако на сегодняшний день у ФНС нет комплексного системного подхода к управлению рисками. Все достаточно фрагментировано.
Налоговые риски ассоциируются с выявлением случаев незаконной минимизации налогов или применением агрессивных схем отдельными налогоплательщиками. Такие налогоплательщики определяются на основе критериев риска (все мы помним и знаем концепцию планирования ВНП), к ним выходя на проверку, доначисляют налоги.

То есть работа проводится по конкретным налогоплательщикам в пределах каждой отрасли, у которых согласно ряду отраслевых показателей наибольшие риски, но проблема рисков в более масштабном плане не изучается. А это не совсем неправильно. И неэффективно.
Да. Отраслевой подход успешно зарекомендовал себя как в зарубежной, так и в отечественной практике налогового администрирования.
На протяжении многих лет для оценки рисков в пределах каждой отрасли ФНС применяет среднеотраслевые индикаторы. Эта практика распространена не только у нас, среднеотраслевые индикаторы рисков применяются в Новой Зеландии, США и др. Это позволяет выявлять налогоплательщиков с наихудшими показателями. В первую очередь по показателю налоговой нагрузки.

Да, у нас нет норматива – сколько налогоплательщик на самом деле должен уплачивать налогов относительно результатов финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому у нас сначала применяются для анализа среднеотраслевые показатели, и налоговая нагрузка по налогоплательщикам доводилась до среднеотраслевой. А ведь в среднем по отрасли это далеко не норма: кто-то платит больше, кто-то меньше.
Вернемся к модели управления рисками.

Первый этап – идентификация рисков. Это как раз – выявление системных налоговых рисков. Это определение наиболее рисковых отраслей, а также основных зон риска, связанных с применением отдельных положений налогового законодательства, совершением отдельных финансово-хозяйственных операций.

Для дальнейшей работы с выявленными системными рисками на этапе анализа осуществляется оценка масштабов распространения налоговых рисков, а также размеров негативных последствий этих рисков, с выявлением налогоплательщиков, деятельность которых характеризуется высокими налоговыми рисками, и проведением глубокого анализа их деятельности.
Такой анализ должен осуществляться с построением схем бизнеса, выявлением взаимосвязанных лиц и определением их участия в цепочках поставок и реализации продукции, товаров, работ, услуг, операций с ценными бумагами, кредитами и займами. Это позволит получить более полную информацию о риске для использования на следующих этапах.

В зависимости от размеров выявленных налоговых рисков осуществляется их приоритизация и определение мероприятий по их управлению.
В этих целях применяется принцип сегментации налогоплательщиков по зонам налоговых рисков: зона высоких рисков, зона средних рисков, зона минимальных рисков. Вы все прекрасно знаете это пирамиду. Данная сегментация основана на характеристике поведения налогоплательщиков относительно исполнения налоговых обязательств.

С учетом указанной сегментации налоговых рисков налоговые органы применяют соответствующие подходы к налоговому администрированию.
Налоговый разрыв - новая система управления рисками налогоплательщиков

В красный сектор - зону высоких налоговых рисков входят налогоплательщики, уклоняющиеся от уплаты налогов, либо применяющие агрессивные схемы минимизации налогов.
Работа с налогоплательщиками, входящими в данную зону, основана на проведении качественных налоговых проверок с проведением полного комплекса контрольных мероприятий и построением исчерпывающей и неоспоримой доказательственной базы, а также усиление межведомственной работы с контролирующими и правоохранительными органами в ходе проведения налоговых проверок в целях повышения эффективности контрольных мероприятий и обеспечения неотвратимости ответственности и возмещения причиненного государству ущерба.
Обратимся ненадолго к теории. Ведь что такое риск? Это вероятность наступления событий с негативными последствиями. Источником любого риска является неопределенность. В отношении налоговых рисков, которые несет государство, эта неопределенность связана с поведением налогоплательщика относительно исполнения своих налоговых обязательств. И эффективное управление налоговыми рисками должно быть основано именно на анализе и воздействии на поведение налогоплательщиков.

Ведь красный сектор - это налогоплательщики, применяющие схемы уклонения от налогообложения и незаконной минимизации налогов умышленно!!! Не случайно допустили ошибку, а целенаправленно нарушают законодательство!
Далее. Зона средних налоговых рисков. Сюда входят налогоплательщики, характеризующиеся рисками нарушения налогового законодательства, связанными с неправильным определением налоговой базы, неправильным исчислением налога, применением схем минимизации налогов, основанных на противоречиях налогового законодательства.

Работа с данной группой налогоплательщиков основана на выявлении и пресечении налоговых правонарушений. В первую очередь, такой подход подразумевает усиление контрольно-аналитической работы по своевременному выявлению рисков совершения налогоплательщиками налоговых правонарушений и побуждению их к добровольному уточнению налоговых обязательств. Данный подход реализуется, главным образом, путем проведения комиссий по легализации налоговой базы.

В случае отсутствия объективных пояснений налогоплательщика низких показателей уровня уплаты налогов и других выявленных рисков совершения налоговых правонарушений, налоговый орган включает данного налогоплательщика в план проведения выездных налоговых проверок.
Конечно, наряду с проведением указанных мероприятий в отношении конкретных налогоплательщиков необходима выработка и реализация системных решений по дальнейшему повышению открытости процесса налогового контроля и развития сервисов, позволяющих налогоплательщикам самостоятельно оценить риски.

Переложить оценку рисков на плечи налогоплательщиков, тем самым стимулируя их к добровольному уточнению налоговых обязательств, это самый дешевый для налоговых органов способ управления рисками. И изначально такая идея была заложена в Концепцию планирования выездных налоговых проверок.

Ну и, в заключение, зона низких налоговых рисков. В данную зону входят налогоплательщики, добросовестно исполняющие налоговые обязательства, деятельность которых не характеризуется наличием рисков совершения налоговых правонарушений, применением схем минимизации налоговых платежей.
Работа с данной категорией налогоплательщиков основана на информировании, консультировании налогоплательщиков по вопросам исчисления и уплаты налогов, а также развитии сервисов для обеспечения комфортных условий для исполнения налоговых обязательств.
Далее по модели идет реализация выбранных мероприятий по управлению рисками и последний завершающий этап процесса управления налоговыми рисками - анализ результатов и совершенствование системы управления рисками. Он является особо важным в повышении эффективности управления рисками.

Собственно, данный этап подразумевает реализацию «обратной» связи в процессе управлении рисками, а именно анализ и оценку эффективности проведенных мероприятий по управлению рисками, причем как в отношении конкретных налогоплательщиков, так и в целом по сокращению «налогового разрыва».
Кроме того, систематизация и анализ накопленного опыта позволяют выявить имеющиеся недостатки как на стадии идентификации налоговых рисков, так и стадиях определения и реализации соответствующих мероприятий в отношении каждой из зон налоговых рисков. И в результате выстроить действенный механизм управления рисками.


.: Курс валюты :.
    23/09 26/09
    информер курса валют
    USD
    57,6527  57,5660
    EUR
    69,0737  68,5553
    БВК
    77,0543  76,5749
.: Опрос на сайте :.

    Да, плачу самый минимум
    Да, немного укрываю
    Нет, я честно плачу налоги