.: Навигация :.
Обо всем
Камеральная проверка
Выездной контроль
Прибыль
НДС
НДФЛ и изменения с 2014 года
ЕНВД и новые изменения
УСН
Налоговая выгода
Судебные споры
Новости налогообложения
Трансфертное ценообразование
Налоговику
Бухгалтеру
Nanalog.ru » Статьи » Досудебное урегулирование налоговых споров: изменения с 2013 и 2014 года

Досудебное урегулирование налоговых споров: изменения с 2013 и 2014 года



2 июля 2013 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 153-ФЗ), которым внесены существенные изменения в законодательство в части регламентации процедуры досудебного урегулирования налоговых споров.

Досудебное урегулирование налоговых споров: изменения с 2013 и 2014 года В соответствии со статьей 3 данный Закон № 153-ФЗ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации - 03.07.2013).

Изменения вступающие в силу с 3 августа 2013 года.

1. Обращаем внимание, что новая редакция пункта 8 статьи 101, пункта 9 статьи 101.4 и пункта 1 статьи 138 Кодекса исключает возможность подачи жалобы вышестоящему должностному лицу. Все жалобы подаются в вышестоящий налоговый орган, через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. В свою очередь, налоговый орган обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

2. В соответствии с новой редакцией пункта 9 статьи 101 Кодекса увеличен срок вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения с 10 рабочих дней (с 20 дней – для консолидированной группы налогоплательщиков) до 1 месяца со дня вручения налогоплательщику указанного решения.
При этом уточнены требования к способу передачи решения налогоплательщику: решение должно быть вручено налогоплательщику под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения документа указанным лицом или его представителем. Если такое вручение невозможно, то решение направляется по почте заказным письмом. Конкретизирован адрес, по которому должно быть направлено решение: по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или по месту жительства физического лица.

3. Новой редакцией статьи 101.2 Кодекса предусмотрен порядок вступления в силу решений, обжалованных в вышестоящий налоговый орган в апелляционном порядке. Пунктом 1 указанной статьи определено, что такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение, такое решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия (пункт 2 статьи 101.2 Кодекса).
Кроме того, пунктом 3 указанной статьи в случае, если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы.

4. Вновь введенной Законом № 153-ФЗ статьей 139.3 Кодекса налоговому органу предоставлено право оставить жалобу без рассмотрения, если:
- жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены;
- истек срок подачи жалобы, и в восстановлении срока отказано;
- жалоба отозвана до вынесения решения;
- подана повторная жалоба по тем же основаниям.

5. В статье 139.2 Кодекса устанавливаются требования к форме и содержанию жалобы. Жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем.
В жалобе указываются:
- фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
- обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
- наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
- требования лица, подающего жалобу.
В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.
В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.
К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.
Положения статьи 139.2 Кодекса применяются также к апелляционным жалобам.

6. В соответствии с новой редакцией статьи 140 Кодекса лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), вправе предоставлять дополнительные документы до принятия решения по соответствующей жалобе. При этом дополнительные документы по жалобам (апелляционным жалобам) на решения, вынесенные в порядке статьи 101 и статьи 101.4 Кодекса, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.

7. Действующей редакцией Кодекса срок рассмотрения жалоб составляет 1 месяц, продление – не более чем на 15 дней.
В новой редакции статьи 140 Кодекса предусмотрено изменение сроков рассмотрения жалоб, а именно:
- по жалобам (апелляционным жалобам) на решения налогового органа, вынесенные в порядке статьи 101 Кодекса по результатам выездных или камеральных проверок - 1 месяц со дня получения жалобы, срок может быть продлен на 1 месяц;
- по иным жалобам (на действия, бездействие, на решения, вынесенные по ст. 101.4 Кодекса, на иные акты) – 15 дней, срок может быть продлен не более чем на 15 дней.

С 1 января 2014 года досудебное обжалование станет обязательным для обжалования всех актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц. Сразу обратиться в суд можно будет, когда решение по жалобе (апелляционной жалобе) не будет принято вышестоящим налоговым органом в установленный срок, а также с обжалованием решений и действий ФНС России (пункт 2 статьи 138 Кодекса).
ФНС России письмом от 04.07.2013 № СА-4-9/12019@ дала следующие разъяснения о применении изменений законодательства в переходный период:
В случае, если жалоба (апелляционная жалоба) на акты налоговых органов ненормативного характера либо действия или бездействие их должностных лиц подана до дня вступления в силу Закона № 153-ФЗ, применяются положения части первой Кодекса без учета изменений, внесенных Законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Таким образом, если решение, вынесенное в порядке статьи 101 Кодекса, было вручено налогоплательщику до вступления в силу Закона № 153-ФЗ и на момент вступления Закона № 153-ФЗ в силу не истек срок на вступление соответствующего решения в силу, то такое решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения.

1. Досудебный порядок обжалования обязателен с 2014 года

С 1 января 2014 г. в соответствии с п. 2 ст. 138 НК РФ, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ обязателен для применения досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц. Это означает, что решения по результатам проверки (а также другие решения налоговых органов), прежде чем попасть на рассмотрение в суд, должны быть исследованы в досудебном порядке. Из указанного порядка обжалования предусмотрено два исключения. Во-первых, ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных, могут быть обжалованы как в вышестоящем органе, так и в суде (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ). А во-вторых, ненормативные акты ФНС России и действия (бездействие) ее должностных лиц могут быть обжалованы только в суде (абз. 4 п. 2 ст. 138 НК РФ). Напомним, что данные изменения были внесены в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 02.07.2013 N 153-ФЗ еще 3 августа 2013 г. Но до 1 января 2014 г. эта норма об обязательном досудебном порядке обжалования действовала только в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, принятых на основании ст. 101 НК РФ (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ).
Следует отметить, что в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 138 НК РФ досудебный порядок считается соблюденным налогоплательщиком и в том случае, если указанное лицо обращается в суд, оспаривая ненормативный акт (действия или бездействие должностных лиц), в отношении которого не было принято решение по жалобе (апелляционной жалобе) в установленный срок.


.: Курс валюты :.
    17/11 18/11
    информер курса валют
    USD
    59,9898  59,6325
    EUR
    70,7040  70,3604
    БВК
    79,2414  78,7859
.: Опрос на сайте :.

    Да, плачу самый минимум
    Да, немного укрываю
    Нет, я честно плачу налоги