.: Навигация :.
Обо всем
Камеральная проверка
Выездной контроль
Прибыль
НДС
НДФЛ и изменения с 2014 года
ЕНВД и новые изменения
УСН
Налоговая выгода
Судебные споры
Новости налогообложения
Трансфертное ценообразование
Налоговику
Бухгалтеру
Nanalog.ru » Налоговая ответственность » Привлечение к налоговой ответственности

Привлечение к налоговой ответственности




Бухгалтеру необходимо знать порядок привлечения к налоговой ответственности, поскольку нарушение налоговым органом этого порядка влияет на законность привлечения к налоговой ответственности.

Пункт 1 ст. 10 НК РФ определяет, что привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном гл. 14, 15 НК РФ.
Статьей 100.1 НК РФ установлено два производства по делам о налоговых правонарушениях. Первое определяет принятие решения по результатам камеральной и выездной налоговых проверок (ст. ст. 100 - 101 НК РФ). Второе - по результатам иных мероприятий налогового контроля (ст. 101.4 НК РФ).

Принятие решения по результатам
камеральной и выездной налоговой проверки

Согласно ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля (срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля не должен превышать одного месяца) и письменные возражения по акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ письменные возражения на акт налоговой проверки представляются в налоговый орган в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки.
В случае если акт налоговой проверки направлен налоговым органом по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица, датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).
Таким образом, срок принятия решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки можно рассчитать следующим образом:
Дата фактического вручения акта проверки лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю (шестой день, считая с даты отправки заказного письма, если акт направлен по почте) + 15 дн. (на представление возражений) + 10 дн. (на принятие решения).
Срок принятия решения может быть увеличен:
- на один месяц, в случае когда налоговый орган выносит решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
- на один месяц, если рассмотрение материалов проверки было продлено.
В пп. 5 п. 3 ст. 101 НК указано, что перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения. Однако срок, на который может быть отложено разбирательство дела, в НК РФ не установлен. В то же время налоговый орган обязан надлежащим образом известить налогоплательщика об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки. В противном случае принятое решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки при обжаловании будет признано незаконным (см., например: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 декабря 2010 г. по делу N А05-3355/2010).
На основании изложенного можно сделать вывод, что срок принятия решения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки с даты вручения акта может составить около трех месяцев.
Согласно п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
Формы решений установлены Приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ (Приказ ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах").
Решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушении как раз и решается вопрос о применении налоговой санкции.

Принятие решения по результатам иных мероприятий
налогового контроля

Согласно ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ.
Лицо, совершившее налоговое правонарушение, в течение 10 дней со дня получения акта вправе представить в налоговый орган письменные возражения (п. 5 ст. 101.4 НК РФ). По истечении этого срока в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.
По результатам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
- о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;
- об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
Формы решений установлены Приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@.
Решением о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение решается вопрос о применении налоговой санкции.
НК РФ содержит требования к содержанию решения. Так, к примеру, в п. 8 ст. 101 НК РФ указано, что в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства; доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту; и результаты проверки этих доводов; решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Если в решении налогового органа будет отсутствовать описание установленных в ходе проверки обстоятельств, нет ссылок на документы и иные сведения, подтверждающие установленные обстоятельства, отсутствуют сведения о том, приводились ли доводы налогоплательщика по результатам проверки, оценка этих доводов, такое решение может быть признано судом недействительным (см., к примеру, Постановление ФАС Поволжского округа от 22 июня 2012 г. по делу N А06-8059/2011).
Итак, налоговые органы принимают два вида решений, согласно которым решается вопрос о наложении налоговой санкции:
1) решение по результатам камеральной или выездной налоговой проверки (ст. 101 НК РФ);
2) решение по результатам иных мероприятий налогового контроля (ст. 101.4 НК РФ).


.: Курс валюты :.
    24/11 25/11
    информер курса валют
    USD
    58,4622  58,5318
    EUR
    69,1783  69,3309
    БВК
    77,4332  77,6159
.: Опрос на сайте :.

    Да, плачу самый минимум
    Да, немного укрываю
    Нет, я честно плачу налоги