.: Навигация :.
Обо всем
Камеральная проверка
Выездной контроль
Прибыль
НДС
НДФЛ и изменения с 2014 года
ЕНВД и новые изменения
УСН
Налоговая выгода
Судебные споры
Новости налогообложения
Трансфертное ценообразование
Налоговику
Бухгалтеру
Nanalog.ru » Особенности представления налоговых деклараций

Особенности представления налоговых деклараций



Особенности представления налоговых деклараций

Обязанность по своевременному и правильному представлению налоговых деклараций - одна из самых главных для налогоплательщиков, в связи с чем вопросы, связанные с надлежащим исполнением данной обязанности, всегда привлекают внимание физических и юридических лиц. В данной статье автор с учетом последних разъяснений Минфина России и налоговых органов, а также судебной практики рассматривает особенности представления налоговых деклараций.

Разница между налоговой декларацией
и первичными учетными документами

Пункт 1 ст. 80 НК РФ устанавливает определение налоговой декларации, расчета авансового платежа, расчета сбора, а также указывает на представление налоговыми агентами налоговых расчетов.
Заслуживает внимания то обстоятельство, что указанные документы представляются в налоговый орган либо в письменной форме, либо в электронной форме (в этом случае они должны быть переданы по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи).
Вместе с тем, как свидетельствует судебная практика, налоговая декларация не может служить основанием для исчисления налога, поскольку в силу ст. 80 НК РФ декларация сама является документом, фиксирующим результат исчисления налога, и подлежит проверке. Основанием для исчисления дохода являются первичные документы, которые могут оцениваться в совокупности с данными расчетного счета и иной информацией о налогоплательщике, как указано в ст. 31 НК РФ.
Данная позиция отражена, например, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 3 октября 2012 г. N А32-36306/2010.

Единая (упрощенная) налоговая декларация

Пункт 2 ст. 80 НК РФ регулирует ситуации, в которых налогоплательщик освобожден от обязанности по уплате налога, - налоговые декларации (расчеты) в таких случаях в налоговые органы не представляются.
В ситуации же, когда налогоплательщик практически не осуществляет деятельность, т.е. не осуществляет операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеет объектов налогообложения, Кодекс возлагает на него обязанность представить единую (упрощенную) налоговую декларацию.
Указанные в п. 2 ст. 80 НК РФ обстоятельства следует отличать от ситуаций, когда у налогоплательщика отсутствуют операции, подлежащие отражению в налоговых декларациях по этому налогу, но осуществляются операции, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках.
Например, если у организации, признаваемой налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, отсутствуют операции, подлежащие отражению в налоговых декларациях по этому налогу, но осуществляются операции, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках, то оснований для представления в налоговый орган единой (упрощенной) налоговой декларации не имеется.
Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 5 июля 2012 г. N 03-07-15/69.
Следовательно, лицо, признаваемое налогоплательщиком, не имеющее объектов налогообложения, не освобождается от обязанности представления налоговых деклараций.
Согласно п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71 отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога.
На это также обращено внимание в Письме Минфина России от 28 апреля 2011 г. N 03-02-08/47.
Следовательно, НК РФ не предусмотрено освобождение налогоплательщика от представления в налоговый орган декларации в случае, если он не осуществляет деятельность в налоговом (отчетном) периоде.
Например, организация, находящаяся на упрощенной системе налогообложения и не осуществляющая предпринимательскую деятельность, не освобождается от обязанности представлять налоговые декларации в налоговый орган по месту учета.
Управление ФНС России по г. Москве в Письме от 5 мая 2011 г. N 16-15/044301@ пришло к аналогичным выводам.
Как разъяснено в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 27 июня 2012 г. N А45-16695/2011, в силу п. 2 ст. 80 НК РФ единую (упрощенную) налоговую декларацию имеют право представлять лица, признаваемые налогоплательщиками по одному или нескольким налогам, если соблюдаются одновременно два условия:
- не осуществляются операции, в результате которых происходит движение денежных средств на их счетах в банках (в кассе организации),
- не возникло объектов налогообложения по данным налогам.
Единая (упрощенная) налоговая декларация (п. 2 ст. 80 НК РФ) по своей сути отличается от налоговой декларации, представляющей собой письменное заявление налогоплательщика по конкретному налогу о соответствующем объекте налогообложения, налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты этого налога, в налоговый орган по месту учета (п. п. 1 и 3 ст. 80 НК РФ).
Единая (упрощенная) налоговая декларация по своему содержанию и форме фактически является сообщением налогоплательщика о том, что:
- им не осуществляются операции, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации),
- он не имеет по указанным в этой декларации налогам объекта налогообложения.
При этом первое из указанных условий (неосуществление операций, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации)), в силу буквального толкования п. 2 ст. 80 НК РФ, не связано с тем, что в результате осуществления указанных операций возникают объект налогообложения или обязанность по отражению этих операций в декларации по НДС.
ФАС Западно-Сибирского округа признал необоснованной ссылку нижестоящих судов на п. 3 Приказа Минфина России от 15 октября 2009 г. N 104н, в соответствии с которым при отсутствии операций, подлежащих отражению в соответствующих разделах и Приложениях к разд. 3 декларации в порядке, установленном данным пунктом, декларация не представляется, налогоплательщик представляет налоговую декларацию по упрощенной форме, утверждаемой Минфином России, по следующим основаниям:
- Порядок заполнения налоговой декларации по НДС, который установлен Приказом N 104н, в силу своего предназначения не регулирует последствия движения денежных средств по счету организации (в кассе), то есть не имеет отношения к проверке выполнения первого условия, установленного п. 2 ст. 80 НК РФ;
- Приказ N 104 не может отменять (изменять) положения НК РФ, в том числе требования п. 2 ст. 80 НК РФ относительно одновременного соблюдения двух условий для возникновения права на подачу единой (упрощенной) налоговой декларации.
По вышеперечисленным причинам ФАС Западно-Сибирского округа признал необоснованной ссылку нижестоящих судов на Письмо Минфина России от 10 марта 2010 г. N 03-07-08/64, которое имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в нем.
Кроме того, отвечая на вопросы "Вправе ли организация представлять в налоговый орган единую (упрощенную) налоговую декларацию за отчетные (налоговые) периоды по налогу на имущество организаций, налогу на прибыль организаций, ЕСН и НДС при полном отсутствии объектов налогообложения (налогооблагаемых баз), налоговых вычетов и иных расчетных элементов исчисления налогов, но при наличии движения денежных средств по расчетному счету организации?", "Возникает ли ответственность у организации, производившей движение денежных средств по расчетному счету, но сдавшей в налоговый орган за отчетные периоды единую (упрощенную) налоговую декларацию в части налоговых расчетов по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество и ЕСН при отсутствии фактических расчетов по указанным налогам?", Минфин России в Письме от 24 декабря 2009 г. N 03-02-07/1-561, ссылаясь на требования п. 2 ст. 80 НК РФ, указал, что "у организации, осуществляющей операции, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках, отсутствуют основания для представления в налоговый орган единой (упрощенной) налоговой декларации по налогам, по которым эта организация не имеет объектов налогообложения. Главами 21, 24, 25 и 30 НК РФ не предусмотрено освобождение налогоплательщиков-организаций от представления в налоговые органы налоговых деклараций в случаях, когда организации не осуществляют операции по реализации товаров (работ, услуг)".
Как следует из содержания Писем Минфина России от 10 марта 2010 г. N 03-07-08/64 и 24 декабря 2009 г. N 03-02-07/1-561, ответ министерства зависел от формулировки поставленных вопросов.
Указание на необходимость отсутствия операций, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации), для реализации права на представление единой (упрощенной) налоговой декларации отражено также в Письме Минфина России от 10 апреля 2012 г. N 03-02-07/1-88, от 3 июля 2008 г. N 03-02-07/2-118, Письме ФНС России от 16 апреля 2008 г. N ШС-6-3/288.
ФАС Западно-Сибирского округа посчитал необходимым отметить следующее.
В соответствии с Приказом N 104н в разд. 7 декларации по НДС отражаются операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения; в том числе указывается стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг) без НДС, стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), не подлежащая вычету.
Как указывалось выше, по расчетному счету организации проходили платежи за товары (услуги), в стоимость которых не включался НДС, в том числе оплата по акту сверки по договору аренды, гашение процентов по договору займа, оплата за переводы платежей, комиссия за ведение счета, оплата по договору купли-продажи земельного участка, оплата по агентскому договору.
Суды, указывая на соблюдение организацией п. 3 Приказа N 104н, не учли проведенные по счету организации платежи за приобретенные товары (работы, услуги).
На основании изложенного организацией по результатам рассмотрения дела не доказано право представлять единую (упрощенную) налоговую декларацию в отношении НДС, а соответственно, у налогоплательщика была обязанность по представлению декларации по НДС в порядке ст. 174 НК РФ.
Как разъяснено ВАС РФ, отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (ст. 80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. В силу указанной нормы обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога. Общество, являясь плательщиком налогов, обязано было представлять налоговые декларации в установленные законом сроки независимо от результатов расчетов сумм налогов к уплате по итогам тех или иных налоговых периодов (п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71).
Ошибочное представление единой (упрощенной) налоговой декларации при обязанности представить декларацию по НДС не является обстоятельством, лишающим налоговый орган права на применение п. 3 ст. 76 НК РФ.
Обязанность налогоплательщика по представлению налоговых деклараций не ставится в зависимость от результатов предпринимательской деятельности.
Однако при отсутствии оснований для признания индивидуального предпринимателя, являющегося плательщиком единого налога на вмененный доход, налогоплательщиком иных налогов и (или) специальных налоговых режимов у него не возникает обязанности представлять в налоговые органы налоговые декларации по иным налогам (специальным налоговым режимам).
Следовательно, если индивидуальный предприниматель не осуществляет иную предпринимательскую деятельность помимо деятельности, в отношении которой применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, то такой индивидуальный предприниматель представлять в налоговые органы налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не обязан.
Данные разъяснения изложены в Письме Минфина России от 10 октября 2012 г. N 03-11-11/298.
В Постановлении ФАС Поволжского округа от 27 сентября 2012 г. N А65-6333/2012 суд заключил, что у налогоплательщика, осуществляющего деятельность, которая подлежит обложению ЕНВД, в отсутствие другой деятельности, не возникает обязанность по представлению налоговых деклараций по налогам, плательщиком которых он не является.

Формы представления налоговой декларации

Пункт 3 ст. 80 НК РФ определяет формы представления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган:
- на бумажном носителе по утвержденной форме;
- в электронной форме по утвержденному формату.
Согласно Приказу МНС России от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (зарегистрирован в Минюсте России 16 мая 2002 г. N 3437) при представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик не обязан представлять ее в налоговый орган на бумажном носителе. Налогоплательщик и налоговый орган обеспечивают хранение декларации, представленной в электронном виде, в установленном порядке.
На основании ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
При этом НК РФ не предусматривает обязанность хранения на бумажном носителе документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Статьей 93 НК РФ предусмотрено, что в случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В Письме Минфина России от 22 августа 2012 г. N 03-02-07/1-202 содержится аналогичное разъяснение.
По общему правилу налоговая декларация (расчет) может быть во всяком случае представлена в налоговый орган на бумажном носителе.
Однако налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, равно как и налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) только в электронной форме.
Документы, которые прилагаются к налоговой декларации (расчету), любой налогоплательщик вправе, но не обязан представлять в налоговый орган в электронной форме.
Как разъяснено в Письме Минфина России от 13 апреля 2007 г. N 03-02-07/2-69, НК РФ не установлена обязанность представлять в электронном виде в налоговый орган документы, прилагаемые к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить в налоговый орган указанные документы в электронном виде. Такие документы могут быть направлены налогоплательщиком в налоговый орган как по телекоммуникационным каналам связи, так и на бумажном носителе.

Способы представления налоговой декларации

Пункт 4 ст. 80 НК РФ конкретизирует право налогоплательщика определять способ представления налоговой декларации (расчета):
- лично;
- через представителя;
- в виде почтового отправления с описью вложения (в этом случае днем представления декларации (расчета) считается дата отправки почтового отправления с описью вложения);
- в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (в этом случае днем представления декларации (расчета) считается дата ее отправки).
Следовательно, НК РФ допускает возможность направления налоговой декларации по почте, при этом обязательным условием такого направления являются составление и наличие описи вложения.
Таким образом, датой представления налоговой декларации считается дата, указанная в подтверждении специализированного оператора связи; документом, подтверждающим прием налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является квитанция о приеме.
Поскольку в НК РФ не дано определение понятия "почтовое отправление с описью вложения", в данном случае необходимо руководствоваться п. 1 ст. 11 НК РФ, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. На это обратил внимание ФАС Центрального округа в Постановлении от 4 декабря 2012 г. N А64-3641/2012 и указал следующее.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" определено понятие регистрируемого почтового отправления (заказное, с объявленной ценностью, обыкновенное), под которым понимается почтовое отправление, принимаемое от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемое адресату с его распиской в получении. Регистрируемые почтовые отправления могут пересылаться с описью вложения, с уведомлением о вручении и с наложенным платежом. При приеме регистрируемого почтового отправления или почтового перевода отправителю выдается квитанция с указанием вида и категории почтового отправления, фамилии адресата, наименованием объекта почтовой связи места назначения, номера почтового отправления.
Критерием для определения срока подачи декларации, направленной по почте регистрируемым почтовым отправлением, является дата принятия почтового отправления органом связи, определяемая по штемпелю на почтовой квитанции, а при наличии описи вложения - дата, указанная на описи, которые служат доказательством исполнения обязанностей налогоплательщика по своевременному представлению декларации.
В качестве доказательства нарушения организацией срока представления декларации по налогу на прибыль за I полугодие 2011 г. налоговым органом представлена суду копия конверта с номером почтового идентификатора 39200041006623, согласно оттиску почтового календарного штемпеля на котором следует, что 22 августа 2011 г. налогоплательщиком в адрес налогового органа в указанном конверте было направлено ценное письмо с объявленной ценностью.
В материалах дела представлена квитанция от 22 августа 2011 г. N 00662, свидетельствующая об отправлении ценного письма в адрес налогового органа с объявленной ценностью без описи вложения.
Бланк почтовой квитанции об отправке заказного письма утвержден в качестве документа строгой отчетности Приказом Министерства финансов России от 29 декабря 2000 г. N 124н "Об утверждении бланков строгой отчетности".
В свою очередь, организации в качестве доказательства своевременного направления в адрес налогового органа декларации по налогу на прибыль была представлена копия конверта с идентификатором 39201540040835, на котором был проставлен оттиск почтового календарного штемпеля от 28 июля 2011 г. Согласно реквизитам, указанным на данном конверте, в нем в адрес налогового органа было направлено ценное письмо с описью вложения с объявленной ценностью, отправитель - специализированная организация.
Также организацией в суд была представлена квитанция от 28 июля 2011 г. N 04083 с идентификатором 39201540040835 и указанием на опись вложения в ценное письмо, направленное в адрес налогового органа, на которой проставлен оттиск почтового календарного штемпеля от 28 июля 2011 г. Из этой описи следует, что в адрес налогового органа в ценном письме с объявленной ценностью направлена бухгалтерская отчетность за I полугодие 2011 г. и налоговая декларация по налогу на прибыль за I полугодие 2011 г.
Суд установил, что на конверте почтового отправления с идентификатором 39200041006623 отсутствует отметка о том, что данное отправление отправлено с описью вложения.
Вместе с тем на конверте с идентификатором 39201540040835 имеется отметка о том, что почтовое отправление, вложенное в него, отправлено с описью вложения.
Налогоплательщиком представлена суду опись вложения с проставленным на ней оттиском почтового календарного штемпеля от 28 июля 2011 г., из которой следует, что по данной описи в адрес налогового органа направлены в ценном письме с объявленной ценностью бухгалтерская отчетность за I полугодие 2011 г. и налоговая декларация по налогу на прибыль за I полугодие 2011 г.
Указание на конверте почтового отправления с идентификатором 39201540040835 в качестве отправителя специализированной организации, исходя из пояснений свидетеля, может объясняться тем обстоятельством, что ею оказывались услуги по составлению бухгалтерской и налоговой нескольким организациям, вследствие чего могла быть допущена ошибка в наименовании действительного отправителя на конверте.
Суд установил, что налоговым органом в подтверждение того, что в конверте с идентификатором 39201540040835 получено почтовое отправление именно от специализированной организации, доказательства не представлены. И сделал вывод, что само по себе указание наименования данной организации на конверте в качестве отправителя, с учетом показаний свидетеля, в отсутствие иных доказательств, не свидетельствует о том, что в нем не могла быть отправлена спорная налоговая декларация налогоплательщика.
Суд также учел, что опись вложения в ценное почтовое отправление сама по себе, в силу положений Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", является доказательством даты отправки соответствующего почтового отправления.
Также п. 4 ст. 80 НК РФ устанавливает важную гарантию прав налогоплательщиков: если налоговая декларация (расчет) представлена по установленной форме (установленному формату), налоговый орган не вправе отказаться от ее приема.
Например, у налогового органа отсутствует такое основание для отказа в принятии налоговой декларации, представленной по установленной форме, как подписание ее лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, сведения о котором в ЕГРЮЛ отсутствуют по причине того, что организация, в которой произошла смена руководителя, не сообщила о таких изменениях в регистрирующий орган.
Также налоговый орган не вправе отказывать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме одним из предусмотренных НК РФ способов отправки. При этом принятие налоговым органом декларации не ставится в зависимость от правильности указания КПП в представляемой налогоплательщиком налоговой декларации. Позиция об этом приведена в Письме Управления ФНС России по г. Москве от 22 февраля 2011 г. N 16-15/016774.
Относительно представления налоговой декларации через представителя отметим следующее.
Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.
Законными представителями налогоплательщика-организации являются лица, уполномоченные представлять данную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
По смыслу ГК РФ законными представителями физического лица (малолетнего, несовершеннолетнего, лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, а также лица, ограниченного судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами и тем самым ставящего семью в тяжелое материальное положение) являются его родители, усыновители, опекуны, попечители, которые на основании закона осуществляют представительство этого лица.
К аналогичным выводам пришел Минфин России в Письме от 10 июля 2008 г. N 03-04-05-01/230.
Исходя из положений ГК РФ, в качестве законного представителя юридического лица выступает его исполнительный орган (коллегиальный или единоличный). Наименование как единоличных, так и коллегиальных исполнительных органов может быть различным (единоличных - генеральный директор, директор, президент, председатель, управляющий; коллегиальных - правление, дирекция, совет директоров). Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его должностное положение.
Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.
Представителем юридического лица может быть единоличный (например, один участник полного товарищества) или коллегиальный орган (например, общее собрание участников хозяйственного общества).
Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на основании ст. 28 НК РФ признаются действиями (бездействием) организации.
Данный вопрос разъяснен в п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
При этом должностное лицо организации, ответственное за представление налоговой декларации в налоговые органы по месту учета, подлежит привлечению к административной ответственности согласно ст. 15.5 КоАП РФ в связи с нарушением им установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации. На это указано в Письме Минфина России от 17 ноября 2008 г. N 03-02-08/23.
Если по каким-либо причинам законный представитель налогоплательщика не подал в принятом порядке и в установленные сроки налоговую декларацию, то:
1) налогоплательщик подлежит привлечению к налоговой ответственности в соответствии с нормами Кодекса;
2) представитель привлекается к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

Заверение сведений, отраженных в налоговой декларации

В п. 5 ст. 80 НК РФ определены требования к указанию подписи налогоплательщика (его представителя) в налоговой декларации (расчете), реквизитов документа, подтверждающего наличие полномочий представителя, а также приложению его самого к декларации (расчету), при этом, если речь идет о представлении декларации (расчета) в электронной форме, доверенность на ее подписание может быть представлена также в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Минфин России в Письме от 5 августа 2011 г. N 03-02-07/1-180 разъяснил, что обязанность налогоплательщиков-организаций заверять печатью организации подпись руководителя (представителя) этой организации на налоговых декларациях установлена соответствующими приказами ФНС России об утверждении форм налоговых деклараций по конкретным налогам.
В налоговой декларации подпись ставит налогоплательщик или его представитель. НК РФ не содержит положений, согласно которым только главный бухгалтер налогоплательщика-организации может ставить подпись в налоговой декларации.
В качестве уполномоченного представителя, имеющего право подписи налоговой декларации (расчета), может выступать как руководитель организации, осуществляющей ведение бухгалтерского и налогового учета организации-налогоплательщика, так и иное лицо, если в соответствии со ст. ст. 185 - 189 ГК РФ доверенность на право подписи налоговой декларации (расчета) выдана на имя руководителя указанной специализированной организации с правом передоверия другому лицу.
При представлении в налоговый орган в этом случае налоговой декларации (расчета) организации-налогоплательщика к ней следует прикладывать как документ, подтверждающий полномочия руководителя организации, осуществляющей ведение бухгалтерского и налогового учета организации-налогоплательщика, на подписание налоговой декларации (расчета), так и документ, подтверждающий соответствующие полномочия конкретного физического лица, подписавшего декларацию, которому передоверено право подписи налоговой декларации (расчета) организации-налогоплательщика.
Изложенное подтверждается позицией Минфина России в Письме от 24 декабря 2009 г. N 03-02-07/1-566.
Порядок действий представления электронной отчетности является одинаковым для всех и определен:
- Административным регламентом (Приказ Минфина России от 18 января 2008 г. N 9н);
- Методическими рекомендациями по организации электронного документооборота (утв. Приказом ФНС России от 2 ноября 2009 г. N ММ-7-6/534@), вступившими в действие с 17 ноября 2010 г. (Приказ ФНС России от 17 ноября 2010 г. N ММВ-7-6/610@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего исполнение Методических рекомендаций, утвержденных Приказом ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@" (далее - Методические рекомендации)).
Подпунктом 2.2 п. 2 Методических рекомендаций установлено следующее. Методические рекомендации определяют последовательность электронного документооборота с ЭЦП при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по ТКС, перечень обязательных функций и периодичность их выполнения для каждого участника взаимодействия, которые должны быть реализованы в соответствующих программных продуктах, а также требования:
- к временным характеристикам выполнения функций;
- программным продуктам, применяемым участниками взаимодействия при электронном документообороте в части программного модуля, осуществляющего контроль представленных налогоплательщиками документов на соответствие требованиям, установленным законодательством о налогах и сборах;
- взаимодействию при нештатных ситуациях.
Согласно пп. 2.4 п. 2 Методических рекомендаций в процессе электронного документооборота стороны обмениваются следующими электронными документами:
- налоговой декларацией (расчетом);
- информационным сообщением о доверенности;
- квитанцией о приеме;
- уведомлением об отказе;
- извещением о вводе;
- подтверждением даты отправки электронного документа;
- уведомлением об уточнении;
- извещением о получении;
- сообщением об ошибке.
Как следует из действующего порядка приема налоговых деклараций и документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), налогоплательщик формирует налоговую декларацию (расчет) в электронном виде в соответствии с утвержденным форматом и Порядком ее заполнения, подписывает ее ЭЦП и направляет в налоговый орган через специализированного оператора интернет-связи.
Таким образом, при представлении налоговой декларации и документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи заверению ЭЦП подлежат только налоговая декларация (расчет) и информационное сообщение о доверенности (в случае если отчетность отправляется уполномоченным представителем).
Данный вывод содержится в Письме Управления ФНС России по г. Москве от 3 мая 2011 г. N 20-14/4/43322@.
Поскольку представление юридически значимой доверенности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) с каждой налоговой декларацией или другим документом, представляемым в налоговый орган уполномоченным представителем налогоплательщика, невозможно, ФНС России разработано информационное сообщение о доверенности - формируемый уполномоченным представителем налогоплательщика для налогового органа электронный документ, содержащий данные о реквизитах доверенности, выданной налогоплательщиком (представителем) уполномоченному представителю, которое направляется уполномоченным представителем, согласно пп. 3.2 п. 2 Методических рекомендаций, по ТКС вместе с каждой налоговой декларацией.
Согласно пп. 2.8 п. 2 Методических рекомендаций "доверенность (копия доверенности), подтверждающая право представителя подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации (расчете), предоставляется налоговому органу до представления налоговой декларации (расчета)" с тем, чтобы при дальнейшем электронном документообороте с данным уполномоченным представителем налогоплательщика налоговый орган мог каждый раз сравнивать информационное сообщение о доверенности с находящейся в налоговом органе доверенностью (копией доверенности), подтверждающей полномочия представителя.
В соответствии с п. п. 4.2 и 5 Приложения N 6 к Методическим рекомендациям реквизиты, характеризующие представителя налогоплательщика в налоговой декларации (расчете) и в информационном сообщении о доверенности, проверяются на соответствие программным обеспечением приемного комплекса налогового органа.
Как отметила ФНС России в Письме от 13 сентября 2011 г. N ПА-4-6/14825, в случае расхождения сведений, представленных в информационном сообщении о доверенности, со сведениями в доверенности на бумажном носителе автоматический процесс приема налоговой отчетности по ТКС прерывается и решение о принятии налоговой отчетности принимает инспектор.


.: Курс валюты :.
    23/09 26/09
    информер курса валют
    USD
    57,6527  57,5660
    EUR
    69,0737  68,5553
    БВК
    77,0543  76,5749
.: Опрос на сайте :.

    Да, плачу самый минимум
    Да, немного укрываю
    Нет, я честно плачу налоги