.: Навигация :.
Обо всем
Камеральная проверка
Выездной контроль
Прибыль
НДС
НДФЛ и изменения с 2014 года
ЕНВД и новые изменения
УСН
Налоговая выгода
Судебные споры
Новости налогообложения
Трансфертное ценообразование
Налоговику
Бухгалтеру
Nanalog.ru » Статьи » Подтверждаем доставку приобретенных товаров

Подтверждаем доставку приобретенных товаров




Приобретение и доставка товаров, сырья, материалов - неотъемлемые элементы процесса производственной деятельности любого предприятия пищевой промышленности. При проведении налоговых проверок инспекторы обязательно обратят внимание на документальное оформление движения товара, чтобы убедиться в реальности и обоснованности произведенных транспортных расходов и самой сделки купли-продажи. В этих целях они нередко требуют предоставления всех существующих видов первичных документов, которыми может сопровождаться перевозка груза: договора, счета-фактуры, товарной накладной, транспортной накладной, товарно-транспортной накладной, путевого листа, доверенности и прочих. Если доставка не будет подтверждена должным образом, проверяющие могут отказать компании в налоговых вычетах и уменьшении базы по налогу на прибыль не только по перевозочным услугам, но и по приобретенным товарно-материальным ценностям, посчитав операцию купли-продажи фиктивной. Насколько обоснованны их требования? Какие документы и в каких случаях могут подтвердить перемещение груза для целей налогообложения?

Новые правила

Как известно, с 2013 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухучете). Одним из новшеств стала отмена обязательного использования унифицированных форм первичной документации. Согласно ч. 4 ст. 9 указанного Закона бланки "первички" может самостоятельно разрабатывать и утверждать руководитель хозяйствующего субъекта, единственное условие - документы должны содержать все обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9: наименование и дату их составления, название компании, их составившей, содержание, величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни (хозяйственной операции) с указанием единиц измерения, должности и подписи лиц, совершивших сделку (операцию) и ответственных за правильность ее оформления, расшифровку подписи. Значит ли это, исходя из буквального смысла приведенных норм, что подтвердить расходы по доставке ТМЦ можно теперь любым документом произвольной формы? Как быть, если эти документы составляет перевозчик или поставщик и в учете каждого утверждены свои формы "первички"? А если в них не хватает какого-либо реквизита? Как отнесутся проверяющие к подобным фактам?
Минфин, разъясняя положения нового Закона о бухучете, в Информации N ПЗ-10/2012 отметил, что формы первичных документов, принятые на основании других федеральных законов, по-прежнему остались обязательными. А в Письме от 28.01.2013 N 03-03-06/1/36 чиновники конкретизировали, что это исключение касается перевозочных документов, в частности транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или ГК РФ), поскольку в силу п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (далее - Правила перевозок) , Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Федеральный закон N 259-ФЗ) составление и выдача отправителю груза этих документов подтверждают заключение договора перевозки.
--------------------------------
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.

По аналогии это исключение может распространяться и на документы, которые подтверждают заключение договора транспортной экспедиции в рамках Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности": поручение экспедитору, экспедиторскую и складскую расписку (их формы утверждены Приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23).
Поэтому налоговики, скорее всего, как и раньше, будут предъявлять претензии к ненадлежащему оформлению перевозочных документов, тем более если не досчитаются какого-то обязательного реквизита в них. Если же использовать возможность, предоставленную новым Законом о бухучете, то стоит учесть, что исходя из специфики хозяйственной операции (транспортировки груза) наличия всех перечисленных в Законе обязательных реквизитов в оформляемом документе будет недостаточно ни для самих участников сделки, ни для проверяющих. Инспекторам, помимо всего прочего, понадобится информация, по результатам проверки которой можно будет судить о реальности сделки и, соответственно, о правомерности произведенных расходов и вычетов при определении налоговых обязательств по НДС и налогу на прибыль (например, сведения о марке и номере машины, Ф.И.О. водителя). Ведь, как известно, исследование фактов получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды - одна из важнейших целей при проведении контрольных мероприятий, а расходы по доставке товаров - излюбленный вопрос налоговиков, которые хотят знать, действительно ли указанные в перевозочных документах водители и транспортные средства перевозили спорный груз и в каком количестве. Для этого налоговый орган истребует в органах ГИБДД сведения о факте регистрации интересующего транспортного средства, о его фактическом владельце, допросит его (если это физическое лицо) или руководство (если это компания), а также самого водителя. Поэтому организациям, несомненно, выгоднее, если первичный документ не будет содержать лишних сведений, к которым могут придраться проверяющие.
Судебная практика в отношении понесенных в 2013 г. расходов и налоговых вычетов по первичной документации, составленных на "неофициальных бланках", сложится еще нескоро, но можно надеяться, что судьи все-таки будут лояльны к налогоплательщикам и примут во внимание прямое указание ч. 4 ст. 9 Закона о бухучете, который не устанавливает условий и не накладывает каких-либо ограничений вместе с налоговым законодательством на возможность принятия неунифицированных форм документов в обоснование произведенных расходов.
Однако компаниям во избежание претензий со стороны контролирующих органов, да и ее партнерам по бизнесу, обменивающимся друг с другом экземплярами "первички", целесообразнее все же утвердить в учетной политике формы документов, соответствующие унифицированным или максимально приближенные к ним. А собственные разработанные бланки для удобства можно оформить в виде приложений к договорам.

К сведению. 27 марта 2013 г. ФНС разработала и опубликовала на своем сайте проект единой формы передаточного (отгрузочного) документа, совмещающего функции первичного учетного документа с функциями счета-фактуры, который позволит участникам сделки без налоговых рисков использовать его в целях определения налоговых обязательств по НДС и налогу на прибыль. Этот документ можно будет составлять при транспортировке груза как собственным транспортом, так и с привлечением перевозчиков (часть информации, относящейся к особенностям оформления факта передачи имущества перевозчику, позаимствована из товарного раздела ТТН). Разработанная форма носит рекомендательный характер и не является обязательной к применению всеми экономическими субъектами, но ее использование, по мнению налоговиков, способно сократить документооборот компании на треть. На форуме сайта налоговой службы проходило обсуждение проекта с целью сделать форму максимально комфортной для оформления подавляющего большинства фактов хозяйственной жизни любыми субъектами предпринимательской деятельности. В конце апреля налоговики планируют выпустить разъяснения по применению этого документа, отдать на утверждение в Минюст его формат, для того чтобы его можно было составлять не только на бумаге, но и передавать по ТКС. И вероятно, что организации и предприниматели вскоре смогут применять рекомендованную форму единого передаточного документа на законных основаниях.
--------------------------------
http://forum.nalog.ru.

Далее поговорим о том, какие именно документы и в каких ситуациях помогут подтвердить покупателю факт доставки груза, обосновать расходы по налогу на прибыль и вычеты по НДС по приобретению и транспортировке ТМЦ.

Для каждого способа доставки - свои документы

Документальное оформление перевозки сырья, материалов, товаров, приобретенных у поставщика, зависит от способа их доставки (собственным транспортом поставщика, самовывозом или транспортно-экспедиционной компанией), а также от вида транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской, авиа). В первую очередь налоговики потребуют договор купли-продажи ТМЦ, проанализируют его условия и выяснят способ их перевозки.
Рассмотрим наиболее распространенный вид доставки - автомобильным транспортом.

Привлечение стороннего перевозчика

Если ни у поставщика, ни покупателя нет возможности доставить груз собственным транспортом, любой из них по договоренности заключает договор перевозки с транспортной компанией или договор транспортной экспедиции. Транспорт может быть также взят в аренду по договору аренды. Опять-таки для каждого случая подтверждающие документы будут разными.
Договор перевозки. Согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ по этому договору перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется оплатить перевозку груза.
Напомним, что с 25.07.2011 (с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 N 272) в системе автомобильных перевозок действуют два документа: транспортная накладная (ТН) и товарно-транспортная накладная (форма 1-Т) (ТТН). Огромное количество дискуссий вызвал вопрос, каким из названных документов подтверждать произведенные затраты в целях налогообложения. Минфин выпустил множество писем, в которых его разъяснения не позволяли однозначно определить: нужна ТН или ТТН либо они должны быть у налогоплательщика одновременно . Сейчас позиция ФНС сводится к тому, что, поскольку налоговое законодательство для подтверждения в целях налогообложения расходов организации на перевозку грузов не устанавливает обязанности наличия обоих документов, факт осуществления затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом может подтвердить любой из двух указанных документов, оформленных в установленном порядке (Письма ФНС России от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681@, УФНС по г. Москве от 26.09.2012 N 16-15/091083@).
--------------------------------
Приложение 4 к Правилам перевозок.
Утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.
Подробности можно узнать из статьи А.О. Егоровой "Подтверждаем транспортные расходы", N 10, 2011.

Финансовое же ведомство в одном из последних Писем настаивает, что необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с перевозкой грузов, является наличие у организации именно ТТН. Поскольку эти два упомянутых документа имеют разное назначение (ТТН подтверждает расходы на перевозку, а ТН устанавливает порядок организации перевозки), подтвердить расходы одной ТН нельзя, так как в ней нет такого обязательного реквизита, как измеритель хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении (Письмо от 27.02.2012 N 03-03-06/1/105).
Если компания-перевозчик не выдала приобретателю товаров подтверждающий доставку экземпляр ТТН, а ограничилась составлением лишь ТН, представляющей собой транспортный раздел ТТН, при наличии товарной накладной поставщика (форма ТОРГ-12) (которая, по сути, является товарным разделом ТТН) проблем с проверяющими не должно возникнуть, причем в отношении как факта доставки, так и факта оприходования товара.
--------------------------------
Утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.

Некоторые фирмы подтверждают транспортные услуги перевозчика актом оказанных услуг. Однако одного акта недостаточно, поскольку он не содержит сведений, вносимых именно в ТТН, характеризующих транспортную операцию и подтверждающих реальность ее совершения (в частности, маршрут следования, Ф.И.О. водителя, гос. номер ТС) (Определение ВАС РФ от 21.01.2013 N ВАС-14647/12, Постановления ФАС ЦО от 23.01.2013 N А64-5348/2011, ФАС ПО от 31.01.2013 N А65-11363/2012). Также нельзя ограничиться только товарной накладной, так как в ней нет информации, необходимой для установления факта перевозки товара и осуществления расчетов за перевозку (Постановление ФАС ЦО от 27.05.2011 N А35-12290/2009).

Ключевой момент. ТТН в отсутствие товарной накладной может обосновать не только расходы по доставке, но и оприходование товара, поскольку для этого предназначен товарный раздел ТТН (Письма Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/42, от 15.06.2010 N 03-03-06/1/413).

Транспортная экспедиция. Согласно ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза тем транспортом и по тому маршруту, которые избраны экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23 утвержден Порядок оформления и формы экспедиторских документов.
Так, в соответствии с п. 5 указанного Порядка к экспедиторским документам относятся:
- поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора);
- экспедиторская расписка (подтверждает факт получения груза экспедитором для перевозки его от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
- складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
Финансовое ведомство по поводу документального подтверждения расходов на перевозку ТМЦ при оказании услуг транспортной экспедиции разъяснений не давало, а вот московские налоговики неоднократно заявляли, что, помимо договора транспортной экспедиции, акта сдачи-приемки оказанных услуг и экспедиторских документов, должны оформляться доверенность на право заключения договора перевозки от имени клиента, договор перевозки, доверенность, выданная экспедитором организации-перевозчику на право последней получить груз (в случае, если транспортировка осуществляется третьим лицом), и перевозочные документы. При этом основным перевозочным документом, который оформляет экспедитор вне зависимости от того, чьим транспортом осуществляется перевозка, является транспортная накладная (Письма УФНС по г. Москве от 17.10.2012 N 16-15/099196@, от 13.04.2012 N 16-15/032829@, от 17.10.2011 N 16-15/100092@).
Суды в этом отношении менее требовательны к налогоплательщику.
Отсутствие ТТН при наличии иных оправдательных документов не свидетельствует о том, что транспортные расходы фактически не осуществлялись, и не является препятствием для включения затрат по доставке грузов в состав расходов, если компания проявила необходимую осмотрительность и осторожность в выборе контрагентов. Соблюдение формы составления экспедиторской расписки не считается единственным и необходимым условием для учета в целях налогообложения расходов на доставку товаров (Постановления ФАС МО от 22.02.2012 N А40-83145/11-75-350, ФАС ЦО от 14.10.2010 N А09-11083/2009).
Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" не возлагает на экспедитора обязанности передавать клиенту-грузоотправителю ТТН. Недостатки и технические ошибки в оформлении транспортных накладных и актов приема-сдачи груза не могут свидетельствовать об отсутствии финансово-хозяйственных взаимоотношений (Постановление ФАС СЗО от 17.05.2012 N А42-3191/2011).
В обоснование расходов налогоплательщик вправе представлять не только ТТН, но и другой документ, позволяющий подтвердить наличие фактических отношений заявителя с контрагентами по оказанию транспортных услуг. Несоответствие представленного документа унифицированной форме при наличии в нем обязательных реквизитов, позволяющих по содержанию установить фактические обстоятельства дела, не играет решающей роли при наличии доказательств совершения реальной хозяйственной операции (Постановление ФАС ЦО от 19.03.2012 N А23-1222/2011ДСП).

Самовывоз

Предприятие везет груз со склада грузоотправителя собственным транспортом. В этом случае главным подтверждающим транспортные расходы документом будет путевой лист , в котором отражаются маршрут движения автомобиля и количество израсходованного ГСМ. Для оприходования груза понадобится товарная накладная.
--------------------------------
Унифицированная форма утверждена Постановлением Госкомстата России N 78.

Форма путевого листа может быть самостоятельно разработана с учетом Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152, которым утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Унифицированная форма этого документа носит обязательный характер лишь для автотранспортных организаций. Пункт 10 Порядка заполнения путевых листов допускает их оформление непрофессиональными перевозчиками на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца (Письмо Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51). Отсутствие в путевом листе некоторых реквизитов, как считают арбитры, не препятствует учету произведенных затрат налогоплательщиками, не являющимися транспортными организациями (Постановления ФАС МО от 19.03.2012 N А40-64845/11-107-280, ФАС СЗО от 12.04.2012 N А42-3168/2011).
Поскольку в случае самовывоза договор перевозки не заключается, услуги по доставке не оказываются, транспортную накладную в обоснование расходов и налоговых вычетов проверяющие требовать не должны; это касается и ТТН (Письма УФНС по г. Москве от 26.09.2012 N 16-15/091083@, Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-10/123). С этим согласны и судьи (например, ФАС УО в Постановлении от 23.04.2012 N Ф09-2412/12, ФАС ЦО в Постановлении от 11.02.2011 N А68-4748/08-108/13, Президиум ВАС в Постановлении от 09.12.2010 N 8835/10).

Доставка транспортом поставщика

В этом случае покупатель не участвует в перевозке приобретенных товаров, поставщик везет проданные ТМЦ собственным транспортом, не привлекая для этого сторонние организации.
Если по условиям заключенного договора купли-продажи доставка включена в стоимость груза, проблем у налогоплательщика возникать не должно. Транспортные затраты как таковые у покупателя отсутствуют, а для оприходования и отражения в учете ТМЦ достаточно надлежащим образом оформленной товарной накладной. Ни ТТН, ни тем более ТН для подтверждения правомерности налоговых вычетов и обоснованности расходов по приобретенным товарам в этом случае не понадобятся. С этим согласны и судьи (Постановления ФАС СКО от 18.02.2013 N А32-951/2012, ФАС СЗО от 26.09.2012 N А13-1246/2008, ФАС ВСО от 30.08.2012 N А10-3391/2011, ФАС СКО от 12.05.2011 N А53-16333/2010), и Минфин в одном из последних писем (в Письме от 30.10.2012 N 03-07-11/461).
Сложнее обстоят дела, когда перевозка оплачивается поставщику покупателем отдельно. В этих целях поставщик-перевозчик может составить договор возмездного оказания услуг или прописать отдельное условие в договоре поставки. Здесь получается ситуация, аналогичная рассмотренной выше в разделе "Привлечение стороннего перевозчика", поскольку в этом случае также возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования места, даты, условий и стоимости доставки груза (Письма УФНС по г. Москве от 26.09.2012 N 16-15/091083@, Минфина России от 17.08.2011 N 03-03-06/1/492). Понадобится ТТН или ТН.
Приведем пример, в котором пищекомбинат выиграл спор с налоговой инспекцией в отношении вычетов по НДС по услугам перевозки, не включенной в стоимость приобретенных товаров. ФАС ЦО в Постановлении от 30.05.2012 N А54-567/2011 указал, что ТТН не является единственным первичным документом, подтверждающим выполнение контрагентами организации обязательства по доставке товаров и принятие этой услуги к учету. В качестве обоснования произведенных затрат суд принял представленные налогоплательщиком реестры накладных и путевых листов.
Отметим, что обязательного наличия путевого листа автотранспорта поставщика-перевозчика при таком способе доставки не требуется, так как этот документ составляется им в единственном экземпляре и покупателю не передается.

Особенности перевозки пищевой продукции

Транспортировка скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС), подписанным в Женеве 1 сентября 1970 г., и Правилами перевозок.
В соответствии с п. 77 Правил перевозок скоропортящийся груз транспортируется с соблюдением температурного режима, определенного условиями его перевозки, обеспечивающими сохранность его потребительских свойств, указываемыми грузоотправителем в графе 5 транспортной накладной. При этом согласно п. 3 ст. 35 Закона N 259-ФЗ за неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза, в том числе о его массе, габаритах, состоянии и степени опасности, с грузоотправителя взыскивается штраф в размере 20% провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику такими нарушениями. Если ТН не будет содержать такие отметки и при проверке выяснится, что штрафные санкции и сумма ущерба грузоотправителю не предъявлялись, есть опасность, что налоговики заподозрят фиктивность операции по транспортировке скоропортящейся пищевой продукции. В силу особенностей доставки такого рода товара проверяющие проанализируют маршрут, расстояние и условия перевозки, сопоставят количество перевозимого груза, указанное в транспортных документах, с количеством приобретенного и оприходованного товара, обязательно обратят внимание на марку и вид транспортного средства (так, для перевозки молока необходимы специализированные цистерны-молоковозы, для скота - скотовозы), проверят наличие ветеринарных сопроводительных документов на товар. Эти нюансы могут сыграть существенную роль при разрешении спора в суде (Постановление ФАС СЗО от 01.03.2011 N А13-6636/2009).
В пищевой промышленности для организаций сельского хозяйства и связанных с ним других отраслях агропромышленного комплекса Постановлением Госкомстата России от 29.09.1997 N 68 утверждены отраслевые межведомственные унифицированные формы документов, в частности товарно-транспортные накладные на перевозку следующих товаров:
- зерна (форма СП-31);
- животных (форма СП-32);
- молокопродукции (форма СП-33);
- овощей, плодов, ягод, лубяных культур (форма СП-34).
Бухгалтеры задаются вопросом: достаточно ли будет одного из этих документов для обоснования вычетов и расходов при отсутствии обычной ТТН или ТН, если сельхозтовары доставляются не собственным транспортом налогоплательщика? Налоговая служба в Письме от 22.07.2011 N ЕД-4-3/11885@ разъяснила, что Правила перевозок не содержат положений, отменяющих, в частности, форму СП-31. Заполненная в установленном порядке отраслевая ТТН на перевозку зерна не может служить основанием для отказа в вычетах НДС.
ФАС СКО в качестве подтверждения факта оприходования товара принял форму СП-31 в совокупности с данными товарных накладных вместо обычных ТТН, даже несмотря на отдельные недостатки в ее оформлении (Постановление от 31.01.2013 N А53-26720/2011). Аналогичное решение в пользу мясокомбината вынес и ФАС ЦО в Постановлении от 24.02.2012 N А14-1076/2011. Этот же суд при рассмотрении другого дела решил, что сама по себе товарная накладная без приложения к ней документов о перевозке молока по форме СП-33 не может являться бесспорным и достаточным доказательством совершения хозяйственной операции (Постановление от 13.09.2011 N А35-10184/2009).

Фиктивность операций по перевозке

Возвращаясь к главному вопросу, касающемуся установления реальности совершенных компанией сделок по приобретению и транспортировке груза, акцентируем внимание на следующем. Налоговое законодательство не требует для целей получения вычетов НДС по приобретенным ТМЦ обязательного наличия у налогоплательщика документов, содержащих сведения о их доставке. Однако на практике если выяснится, что у поставщика не было собственных или арендуемых транспортных средств, материальных и трудовых ресурсов, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, в то время как по условиям договоров поставка осуществляется именно его транспортом, то при отсутствии товарно-транспортных накладных (которые, например, могли бы указать на то, что ТМЦ в нарушение договорных условий все-таки перевозились сторонней компанией) обосновать реальность сделки купли-продажи, правомерность произведенных затрат и вычетов НДС по приобретенным ТМЦ будет крайне сложно. Товарная накладная в этом случае роли не сыграет, тем более если у поставщика обнаружатся иные признаки фирмы-"однодневки", налоговики докажут, что покупатель не проявил должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов и убедят судей в наличии согласованных действий участников сделки с целью уменьшения налоговых обязательств перед бюджетом. При этом судьи, принимая решение о неправомерности вычетов НДС и расходов по налогу на прибыль, исследуют обстоятельства получения необоснованной налоговой выгоды, руководствуясь Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, в совокупности и системной взаимосвязи (см. Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 N 09АП-1963/2013, ФАС ВСО от 04.04.2011 N А19-13189/10, от 10.02.2011 N А19-13404/2010, от 11.08.2010 N А33-736/2010).

Обратите внимание! Некоторые арбитры учитывают такое обстоятельство: отсутствие подтвержденных документально обществом расходов на перевозку товара, непредставление им договоров, ТТН и путевых листов не является безусловным основанием для отказа в возмещении НДС, если товар принят на учет и впоследствии реализован, при этом не доказана согласованность и недобросовестность действий налогоплательщика и его контрагентов (Постановление ФАС СКО от 06.11.2012 N А63-5253/2011).

То же самое касается и транспортных компаний, которые привлекаются в качестве сторонних перевозчиков ТМЦ. Отстоять заявленные расходы и налоговые вычеты по доставке товара ни ТТН, ни ТН налогоплательщику не помогут, если перевозчик окажется фирмой-"однодневкой", не будет проявлена должная осмотрительность при его выборе и доказана согласованность в действиях участников сделки (Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 N 09АП-30977/2012-АК, ФАС ЦО от 22.11.2012 N А54-5660/2010).
Не в пользу компании решится спор в суде, если ТТН или ТН будут содержать недостоверные сведения такого характера. Например, транспортное средство, перевозящее груз, не зарегистрировано в органах ГИБДД, регистрационные знаки принадлежат иным ТС, не совпадают марки авто, водители, указанные в оправдательных документах, не имеют отношения к деятельности перевозчика (Постановление ФАС ЦО от 13.11.2012 N А64-8960/2011). Это явно свидетельствует о фиктивности операции. Однако, если выявленные недостатки в оформлении документов не опровергают факт осуществления реальной хозяйственной операции, не отменяют документального подтверждения организацией понесенных расходов и их производственной направленности, арбитры поддержат налогоплательщика (Постановление ФАС СЗО от 01.03.2011 N А13-6636/2009).

* * *

Итак, мы выяснили, какими документами при различных способах доставки приобретенного сырья, материалов компания может обосновать свои транспортные расходы и движение ТМЦ. Как видим, налоговики практически во всех случаях требуют, чтобы у предприятия в наличии были ТТН или ТН, в которых указаны сведения, необходимые для проведения контрольных мероприятий в целях установления фиктивности или реальности сделки купли-продажи. Однако зачастую суды лояльно относятся к добросовестным налогоплательщикам, проявившим при выборе контрагентов должную осмотрительность, и прощают им не только погрешности в оформлении документов, но и отсутствие некоторых форм, если компания реальную сделку по приобретению и доставке груза подтвердит иными документами. Вместе с тем, если инспекторы убедят арбитров в создании формального документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды, никакие документы, даже идеально составленные, не помогут избежать доначислений по результатам проверки.


.: Курс валюты :.
    27/07 28/07
    информер курса валют
    USD
    59,9102  59,4102
    EUR
    69,6816  69,6406
    БВК
    78,4755  78,2385
.: Опрос на сайте :.

    Да, плачу самый минимум
    Да, немного укрываю
    Нет, я честно плачу налоги