.: Навигация :.
Обо всем
Камеральная проверка
Выездной контроль
Прибыль
НДС
НДФЛ и изменения с 2014 года
ЕНВД и новые изменения
УСН
Налоговая выгода
Судебные споры
Новости налогообложения
Трансфертное ценообразование
Налоговику
Бухгалтеру
Nanalog.ru » Статьи » Уточненная налоговая декларация

Уточненная налоговая декларация




Апрель - месяц массовой подачи налоговых деклараций. Здесь, как в ходе любой кампании, возможны неожиданные препятствия и осложнения - например при необходимости уточнить отдельные пункты ранее поданной декларации. В статье адвоката, члена Адвокатской палаты г. Москвы О.В. Пантюшова с учетом позиций Высшего Арбитражного Суда РФ и Конституционного Суда РФ рассматриваются проблемы подачи уточненной налоговой декларации, а также вопросы привлечения к налоговой ответственности в случае подачи уточненной декларации.

Обязанность по уплате налогов обусловливает обязанность налогоплательщика представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ). Налоговая декларация представляет собой документ, содержащий сведения об объектах налогообложения, полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговой базе, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и (или) других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (п. 1 ст. 80 НК РФ).
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате им, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, когда были совершены указанные ошибки (искажения). Поэтому при обнаружении ошибок в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, нет необходимости подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды. В случае невозможности определить период совершения ошибок (искажений) налогоплательщик вправе пересчитать налоговую базу и суммы налога за налоговый (отчетный) период, когда они выявлены (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ).
Корректировать базу налогового (отчетного) периода, когда выявлены ошибки или искажения, относящиеся к прошлым периодам, можно также, если допущенные ошибки (искажения) привели к переплате налога. Если же момент совершения ошибки (искажения) известен, перерасчет налоговых обязательств производится за предыдущие периоды, и налогоплательщик должен представить в инспекцию уточненные налоговые декларации.
В п. 1 ст. 81 НК РФ предусмотрена возможность подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации. Представление такой декларации выступает в виде обязанности налогоплательщика в случае обнаружения факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.
Представление уточненной налоговой декларации является правом налогоплательщика в случае обнаружения недостоверных сведений, а также ошибок в первоначально поданной декларации, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате. Исходя из смысла п. 2 ст. 80, абз. 1 п. 1 ст. 81, ст. 88 НК РФ праву налогоплательщика представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию корреспондирует обязанность налоговой инспекции принять налоговую декларацию, провести в установленный срок камеральную проверку и по ее результатам осуществить соответствующие действия, в том числе по отражению в карточке расчетов с бюджетом соответствующих сведений . В соответствии с п. 9.1 ст. 88 НК РФ, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).
--------------------------------
Постановление ФАС Уральского округа от 5 октября 2011 г. N Ф09-5984/11.

В НК РФ нет ясности относительно даты окончания камеральной проверки. Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
В случае составления акта камеральной проверки в нем должны быть указаны даты ее начала и окончания (пп. 9 п. 3 ст. 100 НК РФ). Акт составляется в течение 10 дней после окончания камеральной проверки, но только в случае выявления нарушений налогового законодательства (п. 1 ст. 100).
Как видно, составление акта проверки происходит после окончания камеральной проверки. Между тем имеется позиция, которая гласит, что камеральная проверка оканчивается принятием решения по ее результатам.
Представление налогоплательщиком уточненной декларации до принятия решения о привлечении к налоговой ответственности по результатам камеральной проверки первоначальной декларации прекращает камеральную проверку, так как моментом окончания камеральной проверки в данном случае будет выступать дата принятия решения по результатам камеральной проверки . Поэтому можно сделать вывод: подача уточненной налоговой декларации до вынесения решения по существу выявленных нарушений в результате проведенной камеральной проверки первоначальной налоговой декларации препятствует принятию решения о привлечении к налоговой ответственности. Данный вопрос имеет достаточно спорный характер.
--------------------------------
Постановление ФАС Московского округа от 18 февраля 2013 г. N А40-68918/11-129-295.

В НК РФ нет ясности, обязан ли налогоплательщик исполнять требование налоговой инспекции о предоставлении документов, заявленное в ходе первоначальной камеральной проверки, прекращенной в связи с представлением уточненной декларации. В соответствии с нормами ст. 88 НК РФ представление уточненной налоговой декларации означает прекращение камеральной налоговой проверки первичной декларации, а все требования налогового органа, выставленные в рамках камеральной налоговой проверки первичной декларации, теряют свою обязательную силу . Поскольку отсутствует обязанность налогоплательщика в представлении документов, запрошенных налоговым органом в рамках первоначальной камеральной проверки, нет оснований и для привлечения налогоплательщика к ответственности за неисполнение данного требования после прекращения первоначальной камеральной проверки в случае подачи уточненной налоговой декларации.
--------------------------------
Постановление ФАС Московского округа от 29 марта 2011 г. N КА-А40/2101-11.

В связи с отсутствием обязанности по представлению документов в рамках требования, выставленного по проверке первоначальной налоговой декларации, отсутствует и объективная возможность для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, поскольку в соответствии со ст. 109 Кодекса лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения .
--------------------------------
Постановление ФАС Московского округа от 9 сентября 2010 г. N КА-А41/10459-10.

Налоговый кодекс РФ не ограничивает право налогоплательщика в процессе проведения выездной налоговой проверки подать уточненную декларацию за соответствующий налоговый период в случае назначения, проведения или окончания выездной проверки данного периода. В соответствии с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 16 марта 2010 г. N 8163/09, при представлении уточненной налоговой декларации после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней, налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе провести дополнительные мероприятия налогового контроля, руководствуясь п. 6 ст. 101 НК РФ, либо, вынося решение без учета данных уточненной налоговой декларации, назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.
Налоговый кодекс РФ допускает упрощенное налоговое декларирование: согласно абз. 2 п. 2 ст. 80 налогоплательщик вправе подать единую (упрощенную) налоговую декларацию по конкретному налогу при одновременном наличии следующих условий: отсутствуют операции, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, нет объекта налогообложения.
Приказом Министерства финансов РФ от 10 июля 2007 г. N 62н утверждены форма единой (упрощенной) налоговой декларации и Порядок ее заполнения. Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, девятью месяцами, календарным годом. При обнаружении налогоплательщиком после представления в налоговый орган единой (упрощенной) декларации факта неотражения сведений об объектах налогообложения необходимо представить декларации по налогам.
Анализ правовой нормы, содержащейся в п. 1 ст. 81 НК РФ, позволяет сделать вывод: налоговые декларации будут считаться уточненными независимо от того, что изначально была подана упрощенная налоговая декларация .
--------------------------------
Постановление ФАС Московского округа от 29 июля 2011 г. N КА-А41/7687-11.

В Налоговом кодексе РФ предусмотрена возможность освобождения налогоплательщика, совершившего указанное в ст. 122 правонарушение, от ответственности при наличии определенных условий. Согласно пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ налогоплательщик освобождается от ответственности при представлении уточненной декларации при условии, что до ее представления он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие пени, если:
- декларация представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога;
- декларация представлена до момента, когда налогоплательщик узнал о назначении выездной налоговой проверки по налогу за данный период.
Само по себе невыполнение налогоплательщиком условий, содержащихся в п. 4 ст. 81 НК РФ для освобождения от налоговой ответственности, не освобождает налоговый орган от обязанности установления состава налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ (ст. ст. 106, 108 НК РФ). Неуплата налога до подачи уточненной декларации сама по себе свидетельствует о совершении правонарушения по ст. 122 НК РФ. Привлекая к ответственности, предусмотренной п. 1 этой статьи, налоговый орган должен доказать факт неуплаты налога, а также выяснить, в результате каких неправомерных виновных действий (бездействия) налогоплательщика она допущена.
Обязательным признаком состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, является наступление последствий в виде возникновения у налогоплательщика задолженности по налогу перед бюджетом.
В соответствии с п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 при применении ст. 122 НК РФ необходимо иметь в виду следующее: неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).
Налоговый орган обязан доказать наличие состава налогового правонарушения в действиях налогоплательщика. Поэтому, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет, и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный ст. 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом в части уплаты конкретного налога .
--------------------------------
Постановление ФАС Уральского округа от 28 сентября 2012 г. N Ф09-8968/12.

В Постановлении ФАС Московского округа от 14 ноября 2012 г. по делу N А40-3386/12-91-13 говорится, что в своих решениях инспекция ссылается лишь на отсутствие сведений об уплате обществом налогов в карточке лицевого счета и указывает: по состоянию на 28 апреля 2011 г. - дату представления уточненной налоговой декларации - у общества числилась недоимка, и на этом основании делает вывод, что сумма, подлежащая доплате в бюджет, не уплачена на дату представления уточненной налоговой декларации. Обстоятельства неуплаты налогоплательщиком НДС не приведены ни в одном из вынесенных решений.
Как указано в Постановлении ФАС Уральского округа от 11 ноября 2011 г. N Ф09-7339/11, "...сами по себе факты внесения налогоплательщиком изменений в налоговую декларацию и неполной уплаты соответствующих сумм не образуют состава вменяемого обществу правонарушения, состав правонарушения применительно к п. 1 ст. 122 Кодекса инспекцией не установлен".
В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 28 апреля 2011 г. по делу N А03-5674/2010 отмечено: правило, установленное п. 4 ст. 81 НК РФ, на несоблюдении которого обществом настаивает инспекция, не освобождает налоговый орган от обязанности доказывания наличия состава вменяемого правонарушения и вины в действиях (бездействии) налогоплательщика. Указанная норма применяется при наличии установленного налогового правонарушения, являясь условием освобождения от ответственности, а не самостоятельным составом налогового правонарушения.
Между тем имеется и противоположная правовая позиция: неуплата налога до подачи уточненной декларации сама по себе уже свидетельствует о совершении правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ. Обязанность по уплате налога на момент представления уточненной налоговой декларации обществом не исполнена, в связи с чем основания для освобождения от налоговой ответственности отсутствуют .
--------------------------------
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 сентября 2011 г. по делу N А56-63151/2010.

Наиболее обоснованной выглядит первая позиция, поскольку процедура привлечения к налоговой ответственности не позволяет по формальным признакам установить вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения. По правилам ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренных НК РФ.
В Налоговом кодексе РФ не разъясняется, привлекается ли налогоплательщик к ответственности, если до подачи уточненной декларации недостающая сумма налога и пеней не была уплачена, но есть переплата, возникшая позже корректируемого периода. Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 28 января 2008 г. N 11538/07, необходимо учитывать переплату и производить зачет налогов при определении налогового обязательства налогоплательщика в результате подачи уточненной налоговой декларации: "...неполная уплата налога на добавленную стоимость в июле 2003 года полностью погашалась излишне уплаченной суммой налога в сентябре 2003 года.
Уточненные налоговые декларации за июль и сентябрь 2003 года представлены в один день, поэтому считать, что на момент их представления (27.01.2005) у комбината имелась обязанность по уплате упомянутого налога и, следовательно, он должен нести налоговую ответственность, у судов оснований не было".
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, отраженной в Постановлении от 19 января 2010 г. N 11822/09, если недоимка по налогу образовалась до подачи уточненных налоговых деклараций и не была погашена на момент представления уточненных деклараций, привлечение налогоплательщика к ответственности является правомерным: "...из налогового законодательства не вытекает обязанность налогового органа одновременно осуществлять камеральную проверку уточненных налоговых деклараций за разные налоговые периоды даже в том случае, если они поданы в одно и то же время".
В Налоговом кодексе РФ данная ситуация не урегулирована, и неясно, нужно ли уплачивать налог при подаче нескольких уточненных деклараций по одному налогу за различные налоговые периоды, если по одним декларациям сумма налога к уплате уменьшается, а по другим - увеличивается.
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 26 апреля 2011 г. N 11185/10, "...в настоящем деле уточненные налоговые декларации поданы после истечения срока подачи налоговых деклараций и срока уплаты налогов, в период проведения выездной налоговой проверки; до подачи уточненных налоговых деклараций суммы пеней, приходящихся на дополнительно исчисленные суммы налогов, уплачены не были.
Следовательно, выводы судов апелляционной и кассационной инстанций о невыполнении предпринимателем установленных Кодексом условий освобождения от налоговой ответственности соответствуют установленным при рассмотрении дела фактам и основаны на правильном применении норм права".
Таким образом, при подаче уточненных налоговых деклараций возникают проблемы при решении вопроса о наличии оснований для привлечения к ответственности. Судебно-арбитражная практика не отличается единообразием по данному вопросу, а в налоговом законодательстве существуют неясности.


.: Курс валюты :.
    20/10 21/10
    информер курса валют
    USD
    57,5706  57,5118
    EUR
    67,9333  67,8927
    БВК
    76,0165  76,0285
.: Опрос на сайте :.

    Да, плачу самый минимум
    Да, немного укрываю
    Нет, я честно плачу налоги