.: Навигация :.
Обо всем
Камеральная проверка
Выездной контроль
Прибыль
НДС
НДФЛ и изменения с 2014 года
ЕНВД и новые изменения
УСН
Налоговая выгода
Судебные споры
Новости налогообложения
Трансфертное ценообразование
Налоговику
Бухгалтеру
Nanalog.ru » НДС » Возмещение НДС в том числе в Заявительном порядке

Возмещение НДС в том числе в Заявительном порядке



Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов плательщика НДС превысила сумму налога, начисленного им к уплате в казну, то разница возмещается из бюджета. По общему правилу возмещение НДС производится налоговиками по результатам камеральной налоговой проверки. В том случае, если возмещение производится в заявительном порядке, сумма "лишнего" налога возвращается до окончания "камералки". О порядке возмещения НДС, в том числе в заявительном порядке, мы и поговорим предметно в настоящем материале.

Вначале отметим, что если за налоговый период сумма налоговых вычетов налогоплательщика превышает сумму его налоговых обязательств по НДС, то у него образуется так называемая переплата. Причем в зависимости от причины возникновения различают несколько видов переплаты по НДС, которая может возникать:
- при самостоятельной уплате налогоплательщиком в бюджет "лишних" сумм налога;
- при удержании "лишних" сумм налога налоговыми органами;
- при возникновении положительной разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, начисленной к уплате в бюджет за определенный налоговый период.
В первых двух случаях налогоплательщик имеет право на возврат НДС из бюджета, который осуществляется по правилам ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) или ст. 79 НК РФ.
При образовании переплаты по последнему основанию речь идет уже не о возврате налога, а о его возмещении, которое в общем случае производится в соответствии с нормами ст. 176 НК РФ.
Заметим, что с переплатой, возмещаемой в порядке, определенном ст. 176 НК РФ, чаще других сталкиваются экспортеры, которые при исходящем нулевом налоге вправе применить вычет по суммам "входного", относящегося к ресурсам, использованным в экспортных операциях. Помимо экспортеров возмещение налога характерно для тех плательщиков НДС, которые работают с пониженной ставкой налога 10%.
В то же время от возникновения такого вида переплаты не застрахован и обычный налогоплательщик, у которого объем реализации невелик или она отсутствует вовсе, но при этом имеются ресурсы, приобретенные им для использования в налогооблагаемой деятельности.
Как уже было отмечено, в гл. 21 НК РФ существуют два варианта возмещения налога. Первый - разрешительный - является общим и регулируется нормами ст. 176 НК РФ, второй - заявительный - выступает специальным, возможность применения которого ограничена некоторыми рамками, на что указывает ст. 176.1 НК РФ.
Сначала рассмотрим общий порядок возмещения НДС.
Пунктом 1 ст. 176 НК РФ определено, что если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 176 НК РФ.
Возместить сумму налога налогоплательщик вправе даже в том случае, если в налоговом периоде у него не было налогооблагаемых операций. Сегодня с этим доводом согласилась и налоговая служба, на что указывает Письмо ФНС России от 28 февраля 2012 г. N ЕД-3-3/631@.
В то же время заметим, что Минфин России с таким подходом не согласен. По мнению чиновников, изложенному в Письме Минфина России от 14 декабря 2011 г. N 03-07-14/124, если налогоплательщик в налоговом периоде налоговую базу не определяет, то у него не имеется оснований принимать к вычету суммы "входного" налога. Иными словами, финансисты настаивают на том, что налоговые вычеты применяются налогоплательщиком лишь в тех налоговых периодах, в которых имеется налоговая база по НДС. По мнению автора, такая точка зрения противоречит нормам гл. 21 НК РФ, ведь данного условия к применению вычетов сама гл. 21 НК РФ не предъявляет.
Причем возмещение НДС может производиться в форме зачета или возврата суммы налога. Однако решение о возмещении налога (частичном возмещении или отказе) принимается налоговым органом только после того, как фискалы проверят обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению. Проверка обоснованности сумм "входного" налога осуществляется налоговыми органами в рамках камеральной налоговой проверки, порядок проведения которой регулируется нормами ст. 88 НК РФ.
Напомним, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности фирмы или коммерсанта, имеющихся у налогового органа. Срок ее проведения не может превышать трех месяцев со дня представления налоговой декларации по НДС. Причем продление срока проведения камеральной проверки налоговым законодательством не предусмотрено, что подтверждает и сам Минфин России в своем Письме от 18 февраля 2009 г. N 03-02-07/1-75.
Правда, если в ходе "камералки" налогоплательщик подаст уточненную декларацию по налогу, то срок проведения камеральной проверки изменится. Налоговый орган прекратит проверку первоначально поданной декларации и начнет проверку уточненной, а это означает, что три месяца, отведенные на проверку, налогоплательщик будет отсчитывать уже с момента подачи уточненной декларации по НДС.
Если в ходе проведения "камералки" налоговики не выявят каких-либо нарушений со стороны налогоплательщика, то не позднее семи рабочих дней с момента окончания проверки они должны принять решение о возмещении налога. Такие правила определены п. 2 ст. 176 НК РФ. Решение о возмещении НДС оформляется налоговиками по форме, приведенной в Приложении N 1 к Приказу ФНС России от 18 апреля 2007 г. N ММ-3-03/239@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" (далее - Приказ ФНС России N ММ-3-03/239@).
О своем решении о возмещении налога налоговая инспекция в силу п. 9 ст. 176 НК РФ должна письменно уведомить налогоплательщика. Уведомление о возмещении суммы налога производится налоговым органом по указанной форме, при этом оно может быть передано руководителю фирмы или коммерсанту, а также их представителям лично под роспись либо иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Таким образом, общий срок, в течение которого налогоплательщик не вправе рассчитывать на образовавшуюся у него сумму переплаты по НДС, составляет три месяца, отведенные на камеральную проверку, плюс 12 рабочих дней с момента ее окончания.
Фактически из этого следует, что если камеральная проверка по предыдущей налоговой декларации еще не окончена, то учесть переплату проверяемого налогового периода при уплате налога за следующий налоговый период налогоплательщик не сможет, ведь в его лицевом счете сумма переплаты будет отражена только после вынесения решения по результатам налоговой проверки. Если же плательщик НДС самостоятельно учтет такую переплату, то не исключено применение мер налоговой ответственности. Причем судебные инстанции в этом случае считают действия налоговых органов вполне правомерными. Это подтверждают, в частности, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 июля 2009 г. по делу N А82-13429/2008-20, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24 января 2008 г. N Ф03-А73/07-2/5773 по делу N А73-5824/2007-29, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 9 июля 2008 г. N Ф04-3647/2008(6595-А45-41) по делу N А45-11816/2007-57/180 и ряд других.
Тем не менее нужно сказать, что не все служители закона придерживаются такой точки зрения. Часть арбитров склоняется к тому, что в такой ситуации привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ не является правомерным, ведь переплата по НДС возникает у налогоплательщика в том налоговом периоде, в котором у него возникает право на применение вычета, а не в том, в котором налоговики приняли решение о возмещении налога. К примеру, такой вывод сделан судом в Постановлении ФАС Московского округа от 13 апреля 2009 г. N КА-А40/2697-09 по делу N А41-7697/08. Аналогичное решение содержится и в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 14 января 2009 г. N Ф04-7928/2008(18035-А70-41) по делу N А70-795/16-2008.
Учитывая то, что судебная практика по данному вопросу не является однозначной, рекомендуем все-таки не рисковать и не пользоваться такой переплатой заранее.
Единственное, на что вправе рассчитывать налогоплательщик, так это на то, что пени на недоимку, образовавшуюся с даты подачи налоговой декларации до даты принятия решения о возмещении, ему не начислят, при условии, что ее размер не превышает суммы возмещения налога. Такое правило вытекает из п. 5 ст. 176 НК РФ.
Отметим, что сама процедура возмещения НДС зависит от того, имеется ли у налогоплательщика недоимка по НДС, иным федеральным налогам, а также по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию.
Если недоимка или задолженность по соответствующим пеням и (или) штрафам имеется, то в первую очередь налоговый орган самостоятельно проведет зачет между суммой налога, подлежащей возмещению, и суммами "налоговых" долгов налогоплательщика. На это указывает п. 4 ст. 176 НК РФ.
И только после этого оставшаяся сумма налога будет возвращена налогоплательщику. Если же у налогоплательщика нет задолженности перед бюджетом, то налогоплательщик вправе рассчитывать на возврат НДС, подлежащего возмещению, сразу.
Причем при возврате налога налоговики ничего не будут делать сами. Как указано в п. 6 ст. 176 НК РФ, сумма налога, подлежащего возмещению, возвращается только по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
Причем, в какие сроки налогоплательщик должен подать такое заявление, НК РФ не разъясняет. О том, что НК РФ не содержит конкретного срока подачи такого заявления, говорят и суды, о чем свидетельствует Постановление ФАС Уральского округа от 17 января 2012 г. N Ф09-8728/11 по делу N А60-11991/2011. В условиях отсутствия законодательно установленного срока подачи заявления, по мнению автора, его следует подать вместе с представлением налоговой декларации, в которой сумма налога задекларирована к возмещению.
Хотя, как показывает арбитражная практика, подать такое заявление налогоплательщик может и позже, как в процессе самой камеральной проверки, так и после ее окончания. Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 19 ноября 2008 г. N Ф09-7733/08-С2 по делу N А07-5519/08 суд указал, что по смыслу п. 4 ст. 176 НК РФ заявление налогоплательщика о возврате налога должно быть представлено в налоговый орган до истечения трехмесячного срока, установленного для камеральной проверки налоговой декларации, вместе с тем в данном пункте не содержится запрета на подачу налогоплательщиком заявления о возврате налога и по окончании этого срока.
Как вытекает из Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18 января 2008 г. по делу N А82-16471/2006-28, подать заявление на возврат налога налогоплательщик может в течение трех лет, считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о сумме "лишнего" налога.
Причем указанный трехлетний срок нужно определять с учетом срока, установленного законом для осуществления налоговиками соответствующих действий, предусмотренных ст. 176 НК РФ. Как сказано в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 марта 2011 г. по делу N А33-9025/2010, порядок определения начала течения срока исковой давности по требованиям о возмещении налога, перечисленного поставщикам при оплате товаров (работ, услуг), отличается от порядка, установленного при заявлении требований об уплате излишне уплаченного или взысканного налога.

Обратите внимание! До 1 августа 2012 г. подать такое заявление в налоговую инспекцию следовало в обычном, бумажном, формате, а после указанной даты это можно сделать и в электронном виде. На это указывает редакция п. 6 ст. 176 НК РФ, обновленная Федеральным законом от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Мы уже отметили, что возврат НДС может осуществляться или путем возврата денег на счет в банке, или же путем зачета налога в счет уплаты предстоящих налоговых платежей. Поэтому при желании налогоплательщик может подать в налоговый орган соответствующее письменное заявление о зачете суммы переплаты в счет уплаты предстоящих налоговых платежей. Так как законодательно форма такого заявления не установлена, то оно представляется налогоплательщиком в произвольной форме.
При возмещении сумм налога посредством зачета в счет уплаты предстоящих налоговых платежей отметим один нюанс. НК РФ не дает ответа на вопрос, можно ли зачесть сумму налога, причитающегося к возмещению, в счет уплаты "агентского" налога.
Контролирующие органы настаивают на том, что провести такой зачет нельзя, согласны с ними и арбитры Северо-Западного округа, о чем свидетельствует Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 января 2006 г. по делу N А56-17761/2005.
Однако в Постановлении ФАС Уральского округа от 14 мая 2009 г. N Ф09-2979/09-С3 по делу N А07-8521/2008-А-СЛА арбитры отметили, что в силу отсутствия в НК РФ прямого запрета на проведение такого зачета это является возможным. Аналогичная точка зрения изложена и в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 26 июня 2008 г. по делу N А79-8057/2006.
Кроме того, как следует из Письма ФНС России от 19 апреля 2006 г. N 19-4-03/000090@ "О зачете налога на добавленную стоимость", до 1 июля 2010 г. налоговики запрещали проводить и зачет по "белорусскому" налогу. При этом судебная практика содержала примеры решений, в которых суды соглашались с тем, что зачет между переплатой по "внутреннему" НДС и суммой "международного" налога, подлежащего уплате при ввозе товаров с территории Республики Беларусь, был возможен. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 февраля 2007 г. по делу N А13-5616/2006-19, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 6 ноября 2008 г. N Ф08-5719/2008 по делу N А25-211/2008-12 и другие.
Сегодня ситуация несколько изменилась и более не вызывает подобных споров, т.к. Протокол от 11 декабря 2009 г. "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" не запрещает проведения такого зачета. Более того, сегодня переплату по внутреннему НДС можно зачесть в счет уплаты не только "белорусского", но и "казахского" налога.
Обратите внимание, что суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие возмещению налогоплательщику из бюджета, не могут быть зачтены в счет уплаты этого налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, на это указал Минфин России в своем Письме от 12 декабря 2007 г. N 03-07-08/355.
Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога, на это указано в п. 7 ст. 176 НК РФ. На следующий день после принятия решения о возврате налоговики должны направить в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат сумм налога, оформленное на основании решения о возврате налога, на это указывает п. 8 ст. 176 НК РФ.
После получения указанного поручения казначейство в течение пяти рабочих дней должно вернуть сумму налога налогоплательщику, причем возврат осуществляется казначейством в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Одновременно с возвратом налога казначейство уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств, после чего процедура возврата налога считается завершенной.

Обратите внимание! При нарушении сроков возврата сумм НДС налогоплательщик вправе рассчитывать на компенсацию своих финансовых потерь. Как следует из п. 10 ст. 176 НК РФ, в этом случае начиная с 12-го дня после окончания камеральной налоговой проверки, по результатам которой было вынесено решение о возмещении суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России). При расчете процентов процентная ставка принимается равной ставке Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.
Имейте в виду, что "уважительных" причин для неначисления процентов у налоговиков нет. В Постановлении ФАС Московского округа от 19 августа 2011 г. N КА-А40/9377-11 по делу N А40-120910/10-76-685 суд отметил, что начисление процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику сумм НДС производится независимо от причин нарушения сроков возврата налога. Это подтверждается и Постановлением ФАС Московского округа от 10 января 2008 г. N КА-А41/13842-07 по делу N А41-К2-4259/07, Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 23 мая 2007 г., 16 мая 2007 г. N Ф03-А51/07-2/1393 по делу N А51-9795/2006-20-255 и рядом других судебных решений.

Итак, мы рассмотрели порядок возмещения налога по результатам камеральной проверки, в ходе которой налоговый орган не выявил каких-либо налоговых правонарушений со стороны налогоплательщика. Однако так бывает далеко не всегда, зачастую налогоплательщикам приходится сталкиваться с массой претензий налоговиков, работающих на бюджет, которые в ходе "камералки" готовы по любой причине отказать налогоплательщику в применении вычетов по НДС.
Если в ходе проверки фискалы выявят со стороны налогоплательщика какие-либо нарушения, то в течение 10 рабочих дней после ее окончания они обязаны составить акт по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки". Причем акт о проведении камеральной проверки должен быть вручен проверяемому лицу или его представителю в течение пяти рабочих дней с момента его составления, на это указывает п. 5 ст. 100 НК РФ.
После чего в течение 15 рабочих дней плательщик НДС вправе представить в налоговую инспекцию свои письменные возражения по акту, причем как в целом по нему, так и по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик имеет право вместе с возражениями по акту (или в согласованный с налоговиками срок) передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт проверки, другие материалы, а также возражения налогоплательщика рассматриваются руководителем налогового органа либо его заместителем в течение 10 рабочих дней. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа или его заместитель выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно с этим решением налоговый орган принимает решение:
- об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
- о частичном возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в частичном возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.
В последнем случае к возмещению налоговики примут только те суммы налога, которые не вызывают у них никаких сомнений, в отношении "спорных" сумм налога фискалы примут решение об отказе.
Далее процедура возмещения налога аналогична той, когда в ходе камеральной проверки налоговики не выявляют никаких нарушений и принимают решение о полном возмещении сумм налогов, включая направление уведомлений и сроков.
То есть разница в возмещении сумм налога при отсутствии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства и их наличии состоит лишь в сроках до момента вынесения решения о возмещении или отказе в возмещении сумм налога.
Единственное, на чем здесь стоит заострить внимание читателя, так это то, что незаконный отказ в возмещении сумм налога приравнивается к нарушению сроков вынесения решения о возмещении сумм налога, а следовательно, налогоплательщик вправе рассчитывать на проценты, установленные п. 10 ст. 176 НК РФ. Именно на это указали судьи в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20 марта 2012 г. N 13678/11 по делу N А27-15478/2010.
Как уже было отмечено, наряду с разрешительным механизмом возмещения НДС, гл. 21 НК РФ позволяет налогоплательщикам применять ускоренный режим возмещения налога, который получил название заявительного.
Заявительный порядок возмещения НДС регулируется нормами ст. 176.1 НК РФ и применяется к порядку возмещения налога по налоговым декларациям, представленным налогоплательщиками за налоговые периоды начиная с первого квартала 2010 г. На это указывают положения п. 4 ст. 4 Федерального закона от 17 декабря 2009 г. N 318-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость".
Заметим, что воспользоваться данным правом налогоплательщик может как в отношении всей суммы налога, заявленной к возмещению в декларации за соответствующий налоговый период, так и в отношении части заявленной суммы. Смотри Письмо ФНС России от 7 ноября 2011 г. N ЕД-4-3/18516@.
Ускоренный порядок возмещения налога предполагает, что возмещение налога производится до завершения камеральной налоговой проверки, проводимой на основе налоговой декларации, поданной налогоплательщиком.
Правда, согласно п. 2 ст. 176.1 НК РФ воспользоваться заявительным порядком возмещения могут далеко не все фирмы и коммерсанты, а только две определенные группы налогоплательщиков.
В первую группу входят лишь организации, у которых совокупная сумма таких налогов, как НДС, акцизы, налог на прибыль и НДПИ, уплаченная за три календарных года, предшествующие году подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, составляет не менее 10 млрд руб.
При этом в совокупной сумме налогов не учитываются налоги, уплаченные в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации, а также суммы "агентского" НДС, на что прямо указано в самом п. 2 ст. 176.1 НК РФ.

Обратите внимание! В Письме от 13 июля 2010 г. N 03-07-08/200 чиновники Минфина России разъяснили, что указанная совокупная сумма рассчитывается исходя из сумм НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, фактически уплаченных налогоплательщиком за три календарных года, а также сумм иных излишне уплаченных или взысканных налогов, зачтенных в счет уплаты данных налогов в порядке, предусмотренном ст. ст. 78 и 79 НК РФ, и сумм налога на добавленную стоимость и акцизов, зачтенных в счет уплаты этих же налогов в порядке, предусмотренном ст. ст. 176, 176.1 и 203 НК РФ.
При этом совокупная сумма подлежит уменьшению на суммы излишне уплаченных или взысканных налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых), возвращенных в порядке, установленном ст. ст. 78 - 79 НК РФ.

Обратите внимание! Уменьшение данной совокупной суммы налогов на суммы НДС и акцизов, возвращенные налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. ст. 176 и 203 НК РФ, действующими нормами НК РФ не предусмотрено!

Аналогичный порядок определения совокупной суммы налогов, фактически уплаченных в бюджет, позволяющий компаниям пользоваться заявительным порядком возмещения налога, приведен и в Письме ФНС России от 23 июля 2010 г. N АС-37-2/7390@ "О расчете совокупной суммы налогов в целях применения подпункта 1 пункта 2 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации".
Кроме указанного ограничения, организация, претендующая на заявительный порядок возмещения налога, должна отвечать еще одному условию - на день подачи налоговой декларации, в которой НДС заявлен к возмещению, фирма должна существовать не менее трех лет.
Вторую группу лиц, имеющих право на заявительный порядок возмещения НДС, составляют организации и предприниматели, которые вне зависимости от сумм уплаченных налогов представили в налоговую инспекцию вместе с соответствующей декларацией банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке впоследствии будет отменено полностью или частично.
Заметим, что для применения ускоренного режима возмещения налога вполне достаточным является представление одной банковской гарантии, выданной банком на всю сумму НДС к возмещению. Такие разъяснения на этот счет приведены в Письме Минфина России от 27 декабря 2011 г. N 03-07-15/132.
Имейте в виду, что в силу п. 4 ст. 176.1 НК РФ выступать гарантом налогоплательщика может лишь банк, включенный в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Указанный перечень банков ведется Минфином России на основании сведений, представляемых Банком России, на что указывают п. п. 4, 5 ст. 176.1 НК РФ.
Банковская гарантия, представляемая налогоплательщиком, должна отвечать требованиям, установленным п. 6 ст. 176.1 НК РФ, а именно:
- должна быть безотзывной и непередаваемой;
- не может содержать указание на представление налоговым органом банку документов, которые не предусмотрены ст. 176.1 НК РФ;
- срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению;
- сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению;
- банковская гарантия должна допускать бесспорное списание денежных средств со счета гаранта в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока действия банковской гарантии.
При этом с 1 января 2012 г. банковская гарантия может представляться налогоплательщиком как одновременно с подачей налоговой декларации по НДС, в которой сумма налога заявлена к возмещению, так и чуть позже - но не позднее пяти рабочих дней со дня подачи налоговой декларации.
В силу п. 7 ст. 176.1 НК РФ налогоплательщики, имеющие право на заявительный порядок возмещения налога, реализуют его путем подачи в налоговый орган соответствующего заявления в налоговую инспекцию. Подать такое заявление нужно не позднее пяти дней со дня подачи самой налоговой декларации, в которой сумма налога заявлена к возмещению. В указанном заявлении налогоплательщик должен указать реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств. Помимо этого, заявление налогоплательщика должно содержать обязательство последнего вернуть в бюджет излишне полученные налогоплательщиком (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы (включая проценты, предусмотренные п. 10 ст. 176.1 НК РФ (в случае их уплаты)), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном п. 17 ст. 176.1 НК РФ, в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично.
Налоговики, получившие такое заявление от фирмы или коммерсанта, сначала проверят, отвечает ли сам налогоплательщик, претендующий на ускоренный режим возмещения НДС, всем необходимым требованиям, а также имеется ли у него задолженность перед бюджетом, и только после этого примут решение о возмещении НДС или отказе.

Обратите внимание! При наличии задолженности по налогам, пеням и штрафам НДС, подлежащий возмещению, налоговики сначала направят на погашение долгов и только потом сумму, оставшуюся после проведения зачета, вернут налогоплательщику.

Причем на эту проверку закон отводит налоговикам весьма сжатые сроки - всего пять рабочих дней с момента получения заявления налогоплательщика. Иными словами, принять решение о возмещении НДС или отказе налоговики должны в течение пяти дней с момента получения заявления. Причем о принятом решении фискалы должны проинформировать налогоплательщика в течение пяти дней с момента вынесения решения. Указанное сообщение налоговый орган должен направить фирме или коммерсанту по соответствующей форме, утвержденной Приказом ФНС России от 23 марта 2010 г. N ММ-7-3/136@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах". Причем оно передается руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Обратите внимание! При принятии решения о возмещении налога направить соответствующее поручение в Федеральное казначейство сотрудники налоговой инспекции должны уже на следующий день после принятия решения о возмещении налога. В силу п. 10 ст. 176.1 НК РФ территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения должен осуществить возврат суммы НДС в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. После чего на следующий день после возврата налога казначейство должно уведомить налоговиков о сумме и дате возврата налогоплательщику денежных средств.

Если сроки возврата НДС будут нарушены, то налогоплательщик вправе рассчитывать на проценты, которые начисляются на каждый день просрочки, начиная с 12-го дня после подачи заявления на ускоренную процедуру возмещения НДС. Проценты начисляются исходя из ставки Банка России, действующей в период нарушения срока возврата налога.
Итак, на основании вышеизложенного можно сказать, что при ускоренной процедуре возмещения НДС получить деньги из бюджета налогоплательщик, подавший заявление на возмещение налога в ускоренном режиме, может уже на 11-й день после подачи такого заявления.
Заметим, что заявительный порядок возмещения налога не прерывает камеральную проверку, поэтому не исключено, что в ходе ее проведения впоследствии налоговики могут изменить свое решение о возмещении налога. В этом случае налогоплательщика ждут финансовые потери. Учитывая это, использовать заявительный порядок возмещения НДС, по мнению автора, следует только при острой нехватке оборотных средств.


.: Курс валюты :.
    17/11 18/11
    информер курса валют
    USD
    59,9898  59,6325
    EUR
    70,7040  70,3604
    БВК
    79,2414  78,7859
.: Опрос на сайте :.

    Да, плачу самый минимум
    Да, немного укрываю
    Нет, я честно плачу налоги