.: Навигация :.
Обо всем
Камеральная проверка
Выездной контроль
Прибыль
НДС
НДФЛ и изменения с 2014 года
ЕНВД и новые изменения
УСН
Налоговая выгода
Судебные споры
Новости налогообложения
Трансфертное ценообразование
Налоговику
Бухгалтеру
Nanalog.ru » Статьи » Налог на прибыль по Консолидированной группе

Налог на прибыль по Консолидированной группе



Статья посвящена исследованию направления налоговой реформы государства, связанного с введением нового института консолидированной группы налогоплательщиков. Анализ норм законодательства о налогах и сборах позволил автору выявить некоторые проблемы правового регулирования данного института и разработать рекомендации по его совершенствованию.

Налоговая политика государства является логическим продолжением политики государства в сфере формирования доходов бюджета, т.е. направления бюджетной политики. В Российской Федерации основные направления бюджетной политики традиционно определяются в ежегодных бюджетных посланиях Президента. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию "О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах" в качестве одного из важнейших направлений налоговой политики содержало указание на необходимость принятия решения о реализации в Российской Федерации института консолидированной налоговой отчетности. При этом в качестве основной цели декларировалось "более справедливое распределение средств между субъектами Российской Федерации". О введении в Российской Федерации института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций говорилось и в последующих бюджетных посланиях Президента РФ .
--------------------------------

Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 9 марта 2007 г. "О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах" // Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2007. N 7.
См.: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 23 июня 2008 г. "О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах" // Социальный мир. 2008. N 26 (извлечения).

В связи с заявленным подходом к проведению налоговой реформы Правительством РФ было предложено внесение изменений в законодательство о налогах и сборах, предусматривающих создание института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций .
--------------------------------
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (одобрено Правительством РФ 25 мая 2009 г.). Документ опубликован не был.

Результатом деятельности по реализации поставленных задач явилось принятие Федерального закона от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков" , нормами которого в практику налогообложения России был введен абсолютно новый институт консолидированной группы налогоплательщиков (далее - КГН).
--------------------------------
Собрание законодательства РФ. 2011. N 47. Ст. 6611.

Институт консолидированной налоговой отчетности при исчислении группой компаний своих обязательств по налогу на прибыль организаций и налогообложение доходов семьи широко используются в зарубежных странах. Сама идея консолидации налогоплательщиков возникла еще на стадии разработки проекта НК РФ, но, как пишут авторы, в процессе рассмотрения законопроекта было принято решение отказаться от идеи консолидации налогоплательщиков в силу ее слабой проработанности и из-за отсутствия у налоговых органов достаточного опыта по работе с крупнейшими налогоплательщиками .
--------------------------------
Чайковская Л.А., Губанова А.В. Создание консолидированного налогоплательщика: последствия и преимущества // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2010. N 6. С. 56 - 61.

С появлением проекта федерального закона специалистами в области налогообложения было высказано единое мнение о том, что в сферу применения института консолидации могут быть вовлечены лишь немногие организации. Отмеченное в первую очередь связано с многочисленными условиями, соответствие которым необходимо для "приобретения входного билета" в КГН. Помимо этого в соответствии с налоговым законодательством многие организации не могут являться участниками консолидированной группы (ст. 25.2 НК РФ). В частности, Президент РФ в Бюджетном послании Федеральному Собранию от 29 июня 2011 г. говорил о предоставлении возможности крупным холдингам исчислять и уплачивать налог на прибыль организаций в целом по консолидированной налоговой базе холдинга.
--------------------------------
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29 июня 2011 г. "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах" // Парламентская газета. 2011. N 32.

Вместе с тем практика создания КГН в России началась. По данным Федеральной налоговой службы, за несколько месяцев официально зарегистрировались 11 консолидированных групп, объединяющих более 200 компаний, которые обеспечивают треть бюджетных доходов. Всего в России, по оценкам службы, до 2014 г. может быть создано 20 - 25 таких консолидированных групп .
--------------------------------
Зыкова Т. Миллиардеров убыло // Российская газета (федеральный выпуск). 2012. N 5791. 25 мая.

Основная привлекательность объединения в консолидированную группу заключается в исключении из сферы контроля за трансфертным ценообразованием, а также в уменьшении сумм консолидированного налога на прибыль за счет формирования налоговой базы по налогу с учетом показателей убыточных фирм, входящих в группу. С этих позиций создание КГН выступает инструментом налогового планирования. Вместе с тем в связи с введением данного института бюджетная система России будет иметь выпадающие доходы по налогу на прибыль организаций.
Так, заместитель главы ФНС Даниил Егоров, выступая на налоговом семинаре в Высшей школе экономики, рассказал о том, что на этот год консолидированный бюджет России недополучил 3 млрд руб. налога на прибыль из-за введения консолидированных групп налогоплательщиков . При этом основной акцент делается не на потерях бюджета, а на том, что объединение налогоплательщиков в консолидированные группы позволит более справедливо распределять собираемый налог на прибыль между регионами.
--------------------------------
Бюджет РФ недополучил 3 млрд рублей от налога на прибыль. Опубликовано на интернет-портале "Российской газеты" 23 ноября 2012 г. URL: http://www.rg.ru/2012/11/23/nalogi-anons.html.

Следует отметить, что введение института КГН должно положительно сказаться на конкуренции между регионами на получение налога на прибыль от тех или иных налогоплательщиков, следовательно, на стимулировании заинтересованности субъектов РФ в повышении собственного налогового потенциала. Таким образом, администрирование налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков должно сыграть определенную роль в решении проблем межбюджетных отношений. В данном аспекте в качестве основного инструмента региональные власти могут использовать налоговую ставку налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, которая может быть понижена законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков. Несмотря на это, отмеченное означает выпадение доходов бюджетов отдельных регионов. В частности, можно привести следующий пример. Одна из крупнейших компаний Карелии - ОАО "Карельский окатыш", входящее в "Северсталь", перестанет перечислять налоги на прибыль в бюджет региона с 2013 г. в связи с тем, что оно будет включено в консолидированную группу налогоплательщиков, которая зарегистрирована в Вологодской области. При этом ОАО перечисляет в бюджет региона почти 50 процентов налога на прибыль, получаемого со всех предприятий республики . В данном случае с целью выравнивания бюджетной обеспеченности регионов в рамках межбюджетного регулирования будет использоваться механизм оказания финансовой помощи, организация которой также требует бюджетного финансирования.
--------------------------------
Цыганкова С. Карелию может покинуть крупнейший налогоплательщик. Опубликовано на интернет-портале "Российской газеты" 17 сентября 2012 г. URL: http://www.rg.ru/2012/09/17/reg-szfo/nalogi-anons.html.

Помимо собственно бюджетного эффекта государство ожидает от использования консолидированной отчетности по налогу на прибыль организаций снижения издержек, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах, прежде всего за счет объединения ряда процедур налогового администрирования. Тем не менее на первоначальном этапе реализации налоговой реформы как государство, так и бизнес будут нести определенные расходы, связанные с приведением в требуемое состояние системы налогового администрирования для первых, выстраиванием системы налогообложения внутри группы для последних.
Следует согласиться с В.В. Козаковым в том, что "налогообложение должно осуществляться посредством установления определенного порядка, закрепленного в нормативных правовых актах, путем использования правовых средств и методов в сфере изъятия части собственности самостоятельно хозяйствующих субъектов" . В данном аспекте законодатель, принимая акты в сфере налогообложения, должен неукоснительно соблюдать принцип определенности законодательства о налогах и сборах. Конституционный Суд РФ в Определении от 30 сентября 2010 г. N 1258-О-О указал на то, что налоговое регулирование предполагает установление такого порядка налогообложения, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3 НК РФ). Тем не менее, как отмечает Н. Кондрашова, Закон о КГН содержит положения, которые на практике могут иметь различную трактовку и потребуют разъяснений со стороны финансовых и налоговых ведомств либо самостоятельной проработки участниками КГН .
--------------------------------
Казаков В.В. Налоговая политика, налогообложение, налоговые правоотношения - основополагающие категории в системе налогового права // Финансовое право. 2011. N 7. С. 26 - 28.
Определение Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2010 г. N 1258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Цариковского Игоря Федоровича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации". Документ опубликован не был.
Кондрашова Н.А. Особенности внедрения российскими организациями механизма налоговой консолидации // Налоги и финансовое право. 2012. N 10. С. 225.

Возможные пробелы в установлении правил консолидированного налогообложения связаны в первую очередь с тем, что институт КГН является новшеством для налоговой системы государства, поэтому многие упущения будут устранены в последующем с учетом практики применения заложенных норм. Поскольку правоприменительная практика в исследуемой области отсутствует, остановимся на некоторых вопросах правового регулирования института КГН, которые могут привести к сложностям в применении норм.
Средством правового оформления создания КГН и определения правил взаимоотношений участников группы является договор о создании КГН. Законодатель особо выделил, что договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков заключается в соответствии с НК РФ и гражданским законодательством РФ (п. 4 ст. 25.1 НК РФ). В соответствии с п. 3 ст. 25.3 НК РФ к правоотношениям, основанным на договоре о создании консолидированной группы налогоплательщиков, применяется законодательство о налогах и сборах, а в части, не урегулированной законодательством о налогах и сборах, - гражданское законодательство РФ. Поэтому можно отметить сложную правовую природу данного договора, который обладает признаками как публичного, так и частного договора.
Цель создания договора - исчисление и уплата налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности налогоплательщиков, входящих в группу, - связана с реализацией частных интересов налогоплательщиков в публичных отношениях по исчислению и уплате налога, возникающих в связи с действием КГН. Сторонами договора признаются организации, которые соответствуют критериям и условиям, предусмотренным законодательством для участников КГН. При этом необходимо обратить внимание на возможность признания договора недействительным в судебном порядке не только самими сторонами-участницами, но и налоговым органом, если его положения не соответствуют законодательству РФ. Вышеотмеченное свидетельствует в пользу публично-правовой природы договора о создании КГН. Минфин России также основной акцент делает на налогово-правовой природе договора о создании КГН . Вместе с тем договор о создании КГН как любое соглашение частных лиц, основанное на автономии воли объединяющихся сторон, имеет гражданско-правовую природу. Таким образом, расширяется сфера применения частноправового (диспозитивного) регулирования в налоговых правоотношениях.
--------------------------------
Письмо ФНС России от 21 марта 2012 г. N ЕД-4-3/4756@ "О направлении Письма Минфина России от 02.03.2012 N 03-03-06/4/15" (вместе с Письмом Минфина России от 2 марта 2012 г. N 03-03-06/4/15). Документ опубликован не был.

Законодательство о налогах и сборах содержит перечень условий, которые должны содержаться в договоре о создании КГН (п. 2 ст. 25.3 НК РФ). В частности, к ним относятся:
1) предмет договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков;
2) перечень и реквизиты организаций - участников консолидированной группы налогоплательщиков;
3) наименование организации - ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков;
4) перечень полномочий, которые участники консолидированной группы налогоплательщиков передают ответственному участнику этой группы;
5) порядок и сроки исполнения обязанностей и осуществления прав ответственным участником и другими участниками консолидированной группы налогоплательщиков, не предусмотренных НК РФ, ответственность за невыполнение установленных обязанностей;
6) срок, исчисляемый в календарных годах, на который создается консолидированная группа налогоплательщиков, если она создается на определенный срок, либо указание на отсутствие определенного срока, на который создается эта группа;
7) показатели, необходимые для определения налоговой базы и уплаты налога на прибыль организаций по каждому участнику консолидированной группы налогоплательщиков.
Данные положения договора о создании КГН следует рассматривать как существенные условия договора, т.е. "условия, необходимые для фиксации минимально необходимых требований к содержанию договора, достаточных для определения его как заключенного" . Значение приведенных условий договора еще более возрастает, если учитывать их направленность на определение правил поведения сторон в рамках исполнения налоговой обязанности.
--------------------------------
Филиппова С. Существенные условия договора в проекте ГК РФ // ЭЖ-Юрист. 2011. N 23. С. 1 - 3.

Таким образом, законодатель обращает внимание на определение в договоре перечня прав и обязанностей и особенностей порядка исполнения и ответственности за неисполнение обязанностей ответственного участника и иных участников КГН. В данном аспекте НК РФ не содержит полного механизма реализации обязанностей участников КГН, направленных на исполнение обязанности по уплате налога на прибыль, да и самого их перечня, следовательно, и ответственности за их неисполнение. Единственной статьей НК РФ, содержащей нормы об ответственности участников КГН, является ст. 122.1 "Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником".
В законодательстве перечень прав и обязанностей ответственного участника группы является открытым, возможны иные предусмотренные НК РФ (п. 4 ст. 25.5 НК РФ), а права и обязанности иных участников - закрытыми. Думается, остальные права и обязанности связаны с исполнением положений самого договора о создании КГН, следовательно, могут быть предусмотрены в договоре, и ответственность за их невыполнение также может носить договорный характер. Например, если проанализировать налоговое законодательство, то можно понять, что не урегулирован порядок взаиморасчетов между участниками и ответственным участником по перечислению денежных средств, необходимых для фактической уплаты налога. Поэтому возможные варианты взаиморасчетов могут быть установлены в самом договоре.
Тем не менее представляется верным предложить закрепить в законодательстве базовую модель взаиморасчетов между участниками и ответственным участником по перечислению денежных средств с возможностью определения в договоре иного порядка, поскольку в конечном счете данное положение направлено на обеспечение надлежащего исполнения обязанности по уплате налога на прибыль ответственным участником.
В действующем налоговом законодательстве также предусматриваются особенности налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков. Установлены особенности процессуального порядка реализации мероприятий налогового контроля, проводимых в рамках налоговых проверок. Например, увеличены сроки представления истребуемых документов. Тем не менее не предусмотрены особенности истребования документов у КГН, в частности неоднозначно определено, кому направляется требование о представлении документов - ответственному участнику либо любому участнику? В п. 5 ст. 25.5 НК РФ установлена обязанность участников КГН представлять в налоговые органы истребуемые документы и иную информацию при осуществлении налоговым органом мероприятий налогового контроля в связи с действием КГН. При этом ст. 93 НК РФ не конкретизирует конкретного налогоплательщика группы, которому направляется требование о представлении документов. Следовательно, требование о представлении документов может быть направлено любому участнику КГН. Вместе с тем в той же статье установлена обязанность ответственного участника истребовать у участников консолидированной группы налогоплательщиков документы и иную информацию, необходимую для осуществления налоговыми органами мероприятий налогового контроля, а также представлять первичные документы, регистры налогового учета и иную информацию по консолидированной группе налогоплательщиков, истребованную в рамках мероприятий налогового контроля налоговым органом. В ст. 88 НК РФ закреплено следующее правило: "При проведении камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов... в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы". Следовательно, требование о представлении документов может быть направлено ответственному участнику, который в рамках его исполнения может затребовать документы у иных участников. Тогда возникает вопрос: кто будет нести ответственность за непредставление документов по запросу налоговых органов, в случае если участник КГН не представит документы ответственному участнику? Думается, что данная неопределенность норм, дающая возможность их различного толкования, может привести на практике к налоговым спорам.
В завершение следует отметить, что институт КГН в России будет иметь определенные перспективы, поскольку учитывает как частные интересы налогоплательщиков, так и публичные интересы государства. Поэтому основную роль в обеспечении баланса частных и публичных интересов в правовом регулировании администрирования налога на прибыль по КГН должны сыграть нормы права, принятые с учетом основных начал законодательства о налогах и сборах.


.: Курс валюты :.
    23/09 26/09
    информер курса валют
    USD
    57,6527  57,5660
    EUR
    69,0737  68,5553
    БВК
    77,0543  76,5749
.: Опрос на сайте :.

    Да, плачу самый минимум
    Да, немного укрываю
    Нет, я честно плачу налоги