.: Навигация :.
Обо всем
Камеральная проверка
Выездной контроль
Прибыль
НДС
НДФЛ и изменения с 2014 года
ЕНВД и новые изменения
УСН
Налоговая выгода
Судебные споры
Новости налогообложения
Трансфертное ценообразование
Налоговику
Бухгалтеру
Nanalog.ru » Статьи » Обязательные платежи в иностранной валюте

Обязательные платежи в иностранной валюте



Статья посвящена правовым проблемам использования иностранной валюты при осуществлении фискальных платежей. Исследуется механизм конверсии иностранной валюты в национальную. Рассмотрены некоторые аспекты соотношения норм валютного и налогового законодательства.

Вопросы выбора направлений совершенствования отечественного валютного законодательства сохраняют свою актуальность в связи с присоединением России к Всемирной торговой организации. Некоторые из них связаны с системным развитием налогового законодательства.
Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" разрешает резидентам совершение валютных операций по уплате обязательных платежей в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации.
--------------------------------
Федеральный закон от 10 декабря 2005 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.

Избранный законодателем бланкетный способ изложения элементов приведенной нормы ставит ряд вопросов.
Так, к сфере действия Закона о валютном регулировании относятся, в частности, установление принципов валютного регулирования и определение прав и обязанностей резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения принадлежащей им иностранной валютой (ст. 2). Как верно отмечает А.М. Эрделевский, указанные правомочия резидентов в совокупности образуют право собственности на иностранную валюту как разновидность объектов гражданских прав . В этом проявляется черта частноправового регулирования данного Закона. Вместе с тем основные отношения, нормируемые Законом о валютном регулировании, находятся в области публичного права. На комплексный - публично-правовой и частноправовой - характер валютных отношений указывают большинство представителей современной финансово-правовой науки .
--------------------------------
Эрделевский А.М. Комментарий к Федеральному закону "О валютном регулировании и валютном контроле" (постатейный).
Крохина Ю.А. Понятие и содержание валютного права Российской Федерации // Финансовое право. 2010. N 5. С. 11; Лисицын А.Ю. Валютно-правовой режим в Российской Федерации // Реформы и право. 2010. N 1. С. 4; Дорофеев Б.Ю. Валютный рынок Российской Федерации: понятие и общая характеристика // Российский юридический журнал. 2010. N 2. С. 64; и др.

Фактические и юридические действия налогоплательщика-резидента, составляющие содержание валютной операции по уплате фискальных платежей в иностранной валюте, связаны, с одной стороны, с осуществлением им правомочия распоряжения своим имуществом в форме его отчуждения, а с другой - с финансовой деятельностью государства по принятию исполнения его налоговой обязанности и одновременно с заботой об устойчивости валюты Российской Федерации, ее внутреннего валютного рынка.
В этих отношениях интерес государства может заключаться как в пополнении бюджета, так и в реализации единой государственной валютной политики, направленной на поддержание стабильности курса национальной валюты. Видимо, именно стремлением законодателя обеспечить равновесие этих публичных интересов обусловлена конструкция п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 173-ФЗ, разрешающего уплату налога в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации (выделено мною. - Н.Н.).
Представляется, что, разрешив валютным законодательством уплату обязательных платежей в иностранной валюте, законодатель исходит из того, что в настоящий период развития государства подобные операции не угрожают устойчивости национальной валюты и служат проявлением либерализации валютного регулирования, что заслуживает положительной оценки. С другой стороны, Налоговый кодекс Российской Федерации, за одним исключением, запрещает уплату налогов не в российских рублях (п. 5 ст. 45) . Тогда следует прийти к выводу, что с точки зрения целей и задач налогового законодательства использование в исследуемом контексте валюты иностранных государств не отвечает на сегодняшний день публичным интересам в сфере налогообложения. Однако законодатель не обозначил ясных причин запрета на использование налогоплательщиками иностранной валюты для уплаты фискальных платежей. Полагаем, что отмена этого запрета не повлечет нарушение фискальных интересов государства, более того, сделает российское налоговое законодательство более привлекательным для иностранных инвесторов.
--------------------------------
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

В качестве исключения из общего правила об уплате налогов в российских рублях Налоговым кодексом РФ с 2010 г. разрешена оплата государственной пошлины в иностранной валюте за совершение юридически значимых действий с визами для иностранных граждан и лиц без гражданства (п. 5 ст. 333.29) .
--------------------------------
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

В качестве механизма исполнения фискальной обязанности в иностранной валюте Кодексом установлено, что исчисленная сумма налога в иностранной валюте подлежит пересчету (конверсии) в валюту Российской Федерации по официальному курсу Банка России на дату уплаты налога. Таким образом, валюта иностранного государства будет принята у налогоплательщика не по ее номинальной (нарицательной) стоимости, а по некоему мерилу - шкале курса валют, установленному Центральным Банком Российской Федерации.
При ближайшем рассмотрении механизма конверсии можно заключить, что при уплате фискальных платежей в иностранной валюте законодатель избрал подход, при котором валюта иностранного государства рассматривается им не в качестве денежной единицы (денежного средства), а в виде имущества в натуре, которому дается оценка в российских рублях по заранее известным правилам. На данный аспект исполнения налоговой обязанности обращает внимание О.М. Крылов, отмечая, что при осуществлении фискальных платежей иностранная валюта не рассматривается в качестве денег .
--------------------------------
Крылов О.М. Соотношение норм валютного и налогового законодательства Российской Федерации: вопросы теории и практики: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 124.

Понятие "иностранная валюта" раскрывается в Законе о валютном регулировании посредством перечисления его содержания - денежные знаки (банкноты, казначейские билеты), монеты, являющиеся законным средством наличного платежа на территории иностранного государства, а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. Согласно ст. ст. 128, 141 Гражданского кодекса Российской Федерации все вышеперечисленное охватывается в широком смысле понятием имущества, а в узком может быть отнесено к категории денег.
--------------------------------
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

Легально установлено, что налог уплачивается в форме отчуждения именно денежных средств. При этом находящиеся в обращении банкноты иностранного государства сами по себе конечно же деньгами являются, однако при исполнении в них налоговой обязанности некоторые их функции претерпевают существенные изменения, что позволяет рассматривать их как имущество в натуре. Можно предположить, что иностранная валюта не осуществляет функцию меры стоимости (соизмерения стоимости) товаров, поскольку заключенный в ней масштаб цен для измерения и сравнения стоимости подменяется другой мерой - официально установленным курсом иностранных валют. Однако, поскольку ее уплата во исполнение налоговой обязанности все же влечет уменьшение размера фискального бремени плательщика , за иностранной валютой все-таки следует признать обладание данной функцией с обозначенными особенностями.
--------------------------------
Горбунова О.Н., Денисов Е.Р. Некоторые вопросы финансово-правового регулирования денег и денежного оборота в Российской Федерации // Финансовое право. 2007. N 8. С. 8.

Можно предположить, что порядок конверсии иностранной валюты в российские рубли мог бы быть аналогичен порядку определения налогооблагаемой базы для доходов, полученных в натуральной (неденежной) форме.
Так, при получении налогоплательщиком дохода в натуральной форме в виде имущества налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как стоимость этого имущества, исчисленная исходя из его рыночной цены (п. 3 ст. 105.3, п. 1 ст. 211 Налогового кодекса РФ). Согласно п. 6 Федерального стандарта оценки N 2 под рыночной стоимостью понимается наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией .
--------------------------------
Приказ Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 255 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)" // Российская газета. 2007. N 194.

Цена покупки иностранной валюты, устанавливаемая Банком России, всегда отлична от рыночной, поскольку другие банки, стремясь извлечь прибыль от валютно-обменных операций, понижают свою цену покупки валюты. Использование официального курса покупки иностранной валюты при осуществлении фискальных платежей отвечает интересам налогоплательщиков, поскольку является экономически выгодным для них, однако, учитывая, что Банк России не принимает на себя обязательства по приобретению валюты по установленному им курсу, коротко говоря, считаем возможным предложить производить пересчет иностранной валюты в национальную валюту на основании среднего курса покупки таковой, например первыми пятью банками в рейтинге по нетто-активам.
Подводя итоги, остановимся на предложении о снятии запрета на осуществление налогоплательщиками фискальных платежей в иностранной валюте, поскольку такие валютные операции не создают угрозу стабильности национальной валюте и не нарушают налоговые интересы государства.


.: Курс валюты :.
    23/09 26/09
    информер курса валют
    USD
    57,6527  57,5660
    EUR
    69,0737  68,5553
    БВК
    77,0543  76,5749
.: Опрос на сайте :.

    Да, плачу самый минимум
    Да, немного укрываю
    Нет, я честно плачу налоги