.: Навигация :.
Обо всем
Камеральная проверка
Выездной контроль
Прибыль
НДС
НДФЛ и изменения с 2014 года
ЕНВД и новые изменения
УСН
Налоговая выгода
Судебные споры
Новости налогообложения
Трансфертное ценообразование
Налоговику
Бухгалтеру
Nanalog.ru » Финансы и Банки » Налоговая и Банковская тайна

Налоговая и Банковская тайна



Законодательство относит налоговые органы к числу лиц, которые при прочих равных могут иметь доступ и к сведениям, относящимся к банковской тайне. Более того, определенную информацию о своих клиентах-налогоплательщиках кредитные организации просто обязаны представлять в ИФНС. Плюс ко всему налоговики в целях проведения встречных контрольных мероприятий рассматривают банкиров как обычных контрагентов проверяемого налогоплательщика со всеми, как говорится, вытекающими. Следует ли из этого, что в вопросе по истребованию документов у кредитной организации налоговики ничем не ограничены?

Пунктом 1 ст. 86 Налогового кодекса предусмотрено, что без какого-либо запроса со стороны налоговиков банки обязаны сообщать в ИФНС:
- об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем, а также об изменении реквизитов счета;
- о предоставлении права или прекращении права организации (индивидуального предпринимателя) использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денег, а также об изменении реквизитов таковых.
Предоставить информацию о перечисленных событиях кредитные организации обязаны в течение пяти дней после того, как они имели место. Невыполнение данного требования грозит банку штрафом в размере 40 000 руб. (п. 2 ст. 132 НК).
В свою очередь, согласно п. 2 ст. 86 Налогового кодекса по мотивированному запросу налоговых инспекторов кредитные организации должны также выдавать им справки о наличии счетов в банке или об остатках денежных средств на счетах и выписки по операциям на счетах компаний и предпринимателей, а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах таковых. Правда, данной нормой все же ограничен перечень случаев, когда могут быть затребованы такие документы. Во-первых, речь идет о ситуациях, когда в отношении организации или ИП проводятся мероприятия налогового контроля. Во-вторых, когда вынесено решение о взыскании налога или о приостановлении операций по счетам налогоплательщика либо о переводах денежных средств, а также об отмене таких мер. Наконец, все упомянутые документы в отношении не только компаний и предпринимателей, но и физлиц контролеры вправе запросить у банка на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Учитывая, что Налоговым кодексом прямо установлена обязанность кредитных организаций предоставлять налоговикам указанную информацию в приведенных случаях, ссылка на банковскую тайну в этих обстоятельствах неактуальна (Письмо ФНС России от 18 сентября 2009 г. N ШТ-22-2/727@). Так, п. 1 ст. 857 Гражданского кодекса, конечно, гарантирует соблюдение банком тайны банковского счета и вклада, операций по счету и иных сведений об обратившихся к нему юридических и физических лицах. Однако тут же в п. 2 данной статьи прописано, что информация, составляющая банковскую тайну, в случаях и порядке, предусмотренных законом, может предоставляться государственным органам и их должностным лицам. В свою очередь, налоговые органы к тому же прямо упомянуты в числе лиц, которым согласно ст. 26 Закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитными организациями выдаются справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем налоговики убеждены, что ст. 86 Налогового кодекса их полномочия по истребованию у банков информации и документов не исчерпываются.

Банк - тоже контрагент налогоплательщика

Согласно п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами или информацией, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы или информацию. Кроме того, вне рамок проведения налоговых проверок инспекторы в случае обоснованной необходимости получения информации относительно конкретной сделки вправе истребовать ее у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих сведениями о ней. И, как указали представители Минфина России в Письме от 12 января 2010 г. N 03-02-07/1-4, истребование налоговым органом в установленном порядке информации, в соответствии со ст. 93.1 Налогового кодекса, является самостоятельным мероприятием налогового контроля, реализация которого не ограничивается нормами п. 2 ст. 86 Кодекса. Иными словами, истребование у банка документов о налогоплательщике может производиться на основании обеих приведенных норм.

К сведению! Действующие формы запросов информации у банков, предусмотренных п. 2 ст. 86 Налогового кодекса, утверждены Приказом ФНС России от 25 июля 2012 г. N ММВ-7-2/518@. Однако, как указали эксперты ФНС России в Письме от 21 февраля 2013 г. N АС-4-2/2938, по их мнению, ошибочное применение территориальными налоговыми органами ранее действовавшей формы не является существенным. Иными словами, эта формальность не может служить основанием для неисполнения запроса инспекторов. Впрочем, Письмом от 21 февраля 2013 г. N АС-4-2/2939 представители ФНС России все же предписали своим сотрудникам руководствоваться лишь Приказом ФНС России N ММВ-7-2/518@ и исключить применение старых форм.

При этом положения ст. 93.1 НК, по мнению специалистов ФНС России, позволяют налоговикам запросить у кредитной организации чуть ли не любой документ (Письмо налоговой службы от 29 сентября 2008 г. N ШТ-6-2/675@). В Письме же от 17 января 2013 г. N АС-4-2/365@ представители налоговой службы и вовсе указали, что инспекторы вправе запросить у банка выписку по операциям на счетах даже не налогоплательщика, а его контрагента, причем уже прекратившего деятельность. Такой документ, указали они, касается деятельности проверяемого налогоплательщика, а значит, может быть истребован в рамках ст. 93.1 Кодекса.
В случае же неисполнения банком требования о представлении документов (информации), выставленного в порядке ст. 93.1 Налогового кодекса, по мнению чиновников, к нему применимы меры ответственности, предусмотренные ст. 129.1 Кодекса. Данной нормой установлен штраф в размере 5000 руб. за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) налоговому органу сведений, которые хозяйствующий субъект обязан сообщить. За повторный подобный проступок в течение календарного года сумма санкций составит уже 10 000 руб. (Письмо ФНС России от 25 июля 2007 г. N 06-1-04/494@).
Впрочем, что касается истребования у банка сведений об иных лицах помимо проверяемого налогоплательщика, то здесь кредитным организациям все же есть что противопоставить налоговикам. В частности, в Постановлении от 18 октября 2011 г. N 5355/11 Президиум ВАС РФ указал, что документы, касающиеся взаимоотношений банка и его клиента - контрагента проверяемого налогоплательщика, не относятся к деятельности последнего и не отражают финансово-хозяйственных отношений между ним и его контрагентом. Проще говоря, они не могут свидетельствовать о каких-либо нарушениях со стороны проверяемого лица, а значит, оснований представлять их в налоговую у банка нет. При этом судьи посчитали, что кредитная организация вправе самостоятельно оценивать, насколько истребованные документы касаются проверяемого налогоплательщика. За редким исключением именно из такой позиции исходит и арбитражная практика в целом (Постановления ФАС Поволжского округа от 31 января 2012 г. по делу N А65-19100/2010, ФАС Дальневосточного округа от 16 ноября 2012 г. N Ф03-5399/2012, ФАС Московского округа от 19 сентября 2011 г. по делу N А40-1846/11-75-9, ФАС Уральского округа от 9 декабря 2011 г. N Ф09-8085/11).

Для того чтобы сохранить банковскую тайну нужно не только сохранять требования приказов и писем банка, но и быть уверенным, что ваши данные не прослушиваются и не перехватываются. Именно поэтому проверка на жучки поможет избежать ситуаций, связанных с утечкой информации.


.: Курс валюты :.
    22/11 23/11
    информер курса валют
    USD
    59,4604  59,0061
    EUR
    69,8184  69,4030
    БВК
    78,3917  77,8527
.: Опрос на сайте :.

    Да, плачу самый минимум
    Да, немного укрываю
    Нет, я честно плачу налоги