.: Навигация :.
Обо всем
Камеральная проверка
Выездной контроль
Прибыль
НДС
НДФЛ и изменения с 2014 года
ЕНВД и новые изменения
УСН
Налоговая выгода
Судебные споры
Новости налогообложения
Трансфертное ценообразование
Налоговику
Бухгалтеру
Nanalog.ru » Статьи » Интеллектуальная деятельность как объект налогообложения

Интеллектуальная деятельность как объект налогообложения




Значимость интеллектуальной деятельности не вызывает сомнений, так как она является двигателем научно-технического прогресса. Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р, в ближайшее десятилетие в стране предстоит создать инновационную социально-ориентированную экономику. При этом инновационная деятельность декларируется как объективно возникающий процесс, в котором главная роль принадлежит трансформации знаний в пригодную для продажи технологию или продукцию.
Важнейшим нормативным актом, регламентирующим правовой режим интеллектуальной деятельности и средств их индивидуализации, является ГК РФ, а именно часть четвертая "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства их индивидуализации", в которой представлен полный перечень таких прав: авторское право, права, смежные с авторскими, патентное право, право на селекционные достижения; право на топологии интегральных микросхем; право на секрет производства (ноу-хау); права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий; право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.
Базовым нормативным актом, регулирующим налогообложение результатов интеллектуальной деятельности, является НК РФ.
Правовое регулирование интеллектуальной деятельности осуществляют в первую очередь федеральные органы исполнительной власти, в частности Федеральная служба по интеллектуальной собственности и Федеральная налоговая служба.
Согласно ст. 1225 ГК РФ интеллектуальной собственностью признаются результаты интеллектуальной деятельности, а также средства их индивидуализации. Иными словами, понятие интеллектуальной собственности охватывает правовые формы интеллектуальной деятельности и средства их индивидуализации, о которых говорилось выше.
Перечень объектов интеллектуальной собственности, которым предоставляется правовая охрана, весьма обширен: это, в частности, произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, коммерческие обозначения и т.п.
Изначально право интеллектуальной собственности возникает у индивида путем непосредственного создания им конкретного нематериального объекта. Однако этот объект может быть создан им для другого лица, который становится его правообладателем. Кроме того, право интеллектуальной собственности может быть передано другому лицу по договору об отчуждении исключительного права.
В любом случае право интеллектуальной собственности возникает лишь при условии его государственной регистрации в установленном порядке.
Что касается иных договоров (лицензионных, патентных и т.п.), то на их основании смена собственника не происходит. Объект интеллектуальной собственности передается получателю лишь в пользование.
Принципиальным условием налогообложения результатов интеллектуальной деятельности, и в частности объектов интеллектуальной собственности, является наличие у них стоимости.
Внешним выражением стоимости товара (работ, услуг) является его цена, которая включает в себя понесенные изготовителем расходы и ожидаемую им прибыль. Каких-либо типовых расценок ни на интеллектуальную деятельность, ни на ее результат не существует. Цены являются договорными, а критерием определения их размера является их согласованность с заказчиком, который либо соглашается с предложенной ему ценой, либо нет.
Однако зачастую выгодно продать товар значительно сложнее, чем его создать. Это обусловлено различными причинами, например предвзятыми действиями конкурентов. Из-за неумения противостоять реалиям рынка цена, за которую конкретный товар продается, не покрывает даже минимума затрат на его создание. В результате неплохие товары, в том числе нематериальные объекты, продаются за бесценок, а то и вовсе остаются нереализованными.
В налоговом законодательстве стоимостью признается совокупность расходов на создание или покупку конкретного объекта, в частности объекта интеллектуальной собственности. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами являются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. То есть обоснованность - это юридически значимый признак стоимости. Любые затраты, выраженные в денежной форме, считаются обоснованными при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При расчете налоговой базы конкретного налогового плательщика, обоснованность понесенных им расходов должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект от реализации своего товара (работ, услуг).
Сказанное полностью относится к нематериальным активам. Подсчет понесенных при их создании расходов с учетом их целесообразности, рациональности и эффективности является прерогативой их создателя либо иного правообладателя (налогоплательщика).
Другим юридически значимым признаком расходов является их документальное подтверждение. Оно необходимо во всех случаях распоряжения нематериальными активами, а особенно при определении их стоимости. В зависимости от наличия либо отсутствия таких документов определяется размер расходов, понесенных налогоплательщиком, а соответственно, и размер его налогооблагаемой базы. При этом во внимание принимаются лишь те документы, которые соответствуют правилам бухгалтерского учета, в частности Положению по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утвержденному Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н. В нем установлены правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах организаций, являющихся юридическими лицами.
Как и любой товар, объекты интеллектуальной собственности имеют срок службы. С точки зрения налогового учета такой объект подлежит амортизации в течение определенного срока. Согласно п. 2 ст. 258 НК РФ определение срока полезного использования объекта интеллектуальной собственности производится исходя из срока патента, свидетельства или других ограничений. Нематериальные активы, по которым невозможно определить полезный срок их использования, амортизируются в течение 10 лет. Однако этот срок не является императивным и может быть либо менее, либо более 10 лет, если это обусловлено соответствующими договорами.
В условиях рынка результаты интеллектуальной деятельности являются обычным товаром, создание и реализация которого для немалого числа индивидов является источником их существования. Естественно, финансовые аспекты этой деятельности находятся в поле зрения налоговых органов. Не все однако так просто, ибо в силу своей специфики интеллектуальная деятельность не имеет материального содержания. В отличие от реального сектора экономики, где создается валовой продукт, который можно увидеть, ощутить и измерить в сопоставимых единицах, интеллектуальная деятельность внешне незаметна. Тем не менее она также требует усилий, в ряде случаев превышающих усилия по созданию реальной продукции. Но по причине внешней невидимости интеллектуальной деятельности понесенные при ее осуществлении затраты, в частности затраты на создание нематериальных объектов, декларируемые налогоплательщиком (правообладателем нематериального объекта), вызывают особый интерес у налоговых органов. Причем в правоприменительной практике такой интерес зачастую основывается на объективном вменении налогоплательщикам недобросовестного поведения. Тем самым на них возлагается дополнительная обязанность по доказыванию своей добросовестности.
Подобная практика не соответствует действующему законодательству даже несмотря на то, что в последнее время искоренению недобросовестности в любых ее проявлениях уделяется пристальное внимание.
Исходя из существующего конституционного принципа презумпции добросовестности, любые действия и поступки индивида предполагаются совершаемыми добросовестно, если они соответствуют законам российского государства либо общепринятым международным нормам, либо обычаям делового оборота и не нарушают прав и свобод других лиц.
Сказанное вполне применимо к индивидам, получающим доходы от интеллектуальной деятельности и являющимся субъектами налогообложения. На них в полном объеме распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Презумпция добросовестности наглядно проявляется при проведении у них налоговых проверок, а также при привлечении их к ответственности за налоговые правонарушения, которые могут совершаться ими либо умышленно, либо по халатности. Однако налогоплательщики не подлежат ответственности, если судом будет установлено, что с их стороны имело место лишь добросовестное заблуждение.
Согласно действующему законодательству налогоплательщиками являются самые различные субъекты. Осуществляемые ими виды деятельности особого значения не имеют, главное, чтобы эта деятельность приносила доходы, из которых формируется их налогооблагаемая база. Учитывая, что результаты интеллектуальной деятельности, равно как и сама такая деятельность, приносят доходы, все, кто занимается ею, являются налогоплательщиками, то есть платят федеральные, региональные и местные налоги и в первую очередь НДС, налог на прибыль, обязательные страховые платежи.
Добавленная стоимость - это финансовый эквивалент экономических результатов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), то есть конкретная сумма основных и оборотных средств, поступивших в распоряжение налогоплательщика и пополнивших его экономический потенциал. Плательщиками НДС являются организации и индивидуальные предприниматели, а объектом налогообложения - различные хозяйственные операции, в частности реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. Так, согласно ст. 148 НК РФ уплате НДС подлежат услуги в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта. НДС взимается также при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Уплата этого налога производится и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Прибыль - важнейшая экономическая категория и основная цель деятельности любой коммерческой организации. Она представляет собой разницу между валовым доходом хозяйствующего субъекта, полученным им в конкретный период времени от своей основной деятельности, и понесенными при этом расходами.
В широком смысле понятия "прибыль" и "добавленная стоимость" совпадают. Подобно созданию прибыли при создании добавленной стоимости также неизбежны расходы. Однако при начислении НДС они не имеют такой правовой значимости для налогоплательщика, как при подсчете налога на прибыль. Позиция законодателя по данному вопросу предельно лаконична. Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком. И все. О том, что для ее получения требуются расходы, ничего не говорится. Вроде их и нет. Доказать наличие расходов, с которыми согласились бы налоговые органы, весьма проблематично, особенно если речь идет о расходах, понесенных при осуществлении интеллектуальной деятельности. То есть различие между прибылью и добавленной стоимостью носит формальный характер. Законодатель указывает, какие именно виды деятельности облагаются НДС, а какие - налогом на прибыль.
Различаются данные налоги и по субъектам, являющимся плательщиками того или другого их вида. В отличие от плательщиков НДС плательщиками налога на прибыль являются не только российские, но и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства. Понятием "постоянное представительство иностранной организации" охватываются представительства, отделения, конторы, агентства и любые иные обособленные подразделения иностранных организаций. Все они обладают правами и обязанностями наравне с российскими хозяйствующими субъектами.
Плательщиками налога на прибыль являются также консолидированные группы налогоплательщиков, в частности взаимосвязанные хозяйствующие субъекты. Как правило, подобные сообщества юридически (но не финансово) самостоятельных хозяйствующих субъектов являются предпринимательскими объединениями и имеют форму либо ассоциаций, либо предпринимательских союзов (концернов, консорциумов, корпораций, компаний и т.п.). Действующее законодательство не дает их определения и не проводит различий между ними. Однако сравнительный анализ показывает, что различия все же существуют: во-первых, в характере взаимоотношений между объединением в целом и его участниками; во-вторых, в объеме полномочий, передаваемых объединением своим участникам.
Консолидированными группами налогоплательщиков выступают также холдинговые компании, занимающие промежуточное положение между юридическими лицами и их объединениями. По форме холдинг - это акционерное общество, выпускающее акции и занимающееся предпринимательской деятельностью совместно со своими дочерними акционерными обществами. Одновременно это и предпринимательское объединение, имеющее форму предпринимательского союза, а именно компания, которая всего лишь координирует только некоторые виды деятельности своих участников. Несмотря на кажущуюся разобщенность, все они связаны общим капиталом, единым управлением и хозяйственной целью, что позволяет им успешно реализовывать сложные и многофакторные финансовые схемы.
Еще одним видом выплат, осуществляемых хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовой формы и подведомственности, являются обязательные страховые платежи. Формально налогом они не являются, но являются таковым в силу своей сущности. Согласно Федеральному закону от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ признана утратившей силу. Это теперь не налог, а самостоятельная форма страховых платежей.
Порядок уплаты страховых взносов в вышеназванные фонды, тарифы платежей, а также контроль за исчислением и уплатой страховых взносов регламентируются Законом N 212-ФЗ. Установленные в нем размеры обязательных платежей фактически ликвидировали преимущества упрощенной системы налогообложения (УСН), а также системы налога на вмененный доход (ЕНВД), которые применяет большинство малых (средних) предприятий. По сравнению с общим режимом налогообложения их размер всегда был ниже, что являлось для малого бизнеса своего рода налоговой льготой и стимулировало его деятельность. Но в настоящее время в отношении налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, обязанность по уплате страховых взносов установлена одинаково с налогоплательщиками, применяющими общий режим налогообложения, что привело к увеличению размера уплачиваемых ими обязательных платежей в два с лишним раза.
Объективно это поставило субъектов малого (среднего) предпринимательства в неравное положение с остальными хозяйствующими субъектами. Чтобы сохранить у них заинтересованность продолжать свой бизнес, целесообразно разрешить им относить на себестоимость создаваемой продукции расходы на развитие собственного производства, включая расходы на приобретение оборудования, представительские расходы, а также расходы, связанные с обучением и переподготовкой сотрудников и т.п., само по себе это не снижает размера установленных для них обязательных платежей и не делает их богаче. Более того, при стабильной цене на создаваемую ими продукцию это даже уменьшает их прибыль. Тем не менее такие расходы полностью себя оправдывают.
Сказанное в полной мере относится к субъектам малого (среднего) бизнеса, занимающихся изобретательской, исследовательской, изыскательской, лабораторной и иной имеющей отношение к науке деятельности. Затраты на нужды науки, как показала практика, обязательно окупаются.
Налогоплательщиками являются не только хозяйствующие субъекты, но и отдельные граждане. Важнейшим видом уплачиваемых ими налогов является налог на доходы физических лиц (НДФЛ), которому, как известно, посвящена гл. 23 НК РФ.
Объектом налогообложения признаются любые доходы, полученные налогоплательщиком от источников, находящихся в РФ или за ее пределами. В частности, обложению НДФЛ подлежат доходы, получаемые в связи с использованием и оборотом принадлежащих им имущественных прав на различные виды объектов интеллектуальной собственности.
В отличие от хозяйствующих субъектов, физические лица не являются налоговыми агентами и не состоят на налоговом учете. Таковыми выступают их работодатели либо партнеры-заказчики. Для тех и для других исполнители (физические лица) должны разумно, надлежаще, квалифицированно и своевременно выполнять оговоренные функции. Это могут быть самые различные виды деятельности, в частности услуги интеллектуального характера. Кроме того, это могут быть конкретные результаты интеллектуальной деятельности в виде готовых нематериальных объектов.
По общему правилу размер вознаграждения должен быть соразмерен той выгоде, которая фактически получена либо может быть получена заказчиком, использующим созданный для него нематериальный объект. Но конкретный размер вознаграждения, на основании которого определяется размер налогооблагаемой базы исполнителя (физического лица), устанавливается соглашением сторон. Чтобы такое соглашение удовлетворяло обе стороны, выполненные работы (услуги) должны быть "по вкусу" заказчику.
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, право на распоряжение которыми у него возникло.
При этом обязанность по начислению данного налога, а также своевременному перечислению его в бюджет возложена на налоговых агентов (хозяйствующих субъектов, состоящих на налоговом учете), от которых физическое лицо получает вознаграждение на основании трудовых, гражданско-правовых и иных правоотношений, предметом которых является получение им дохода.
В то же время в соответствии с п. 1 ст. 228 НК РФ налогоплательщики (физические лица), получающие доходы от других физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, исчисление и уплату налога с таких доходов производят самостоятельно. О полученных доходах они обязаны представлять налоговую декларацию в налоговый орган по месту своего жительства в срок до 30 апреля года, следующего за календарным годом, в котором такие доходы были получены.


.: Курс валюты :.
    17/11 18/11
    информер курса валют
    USD
    59,9898  59,6325
    EUR
    70,7040  70,3604
    БВК
    79,2414  78,7859
.: Опрос на сайте :.

    Да, плачу самый минимум
    Да, немного укрываю
    Нет, я честно плачу налоги