.: Навигация :.
Обо всем
Камеральная проверка
Выездной контроль
Прибыль
НДС
НДФЛ и изменения с 2014 года
ЕНВД и новые изменения
УСН
Налоговая выгода
Судебные споры
Новости налогообложения
Трансфертное ценообразование
Налоговику
Бухгалтеру
Nanalog.ru » Статьи » Новое в Бухгалтерском учете с 2013 года

Новое в Бухгалтерском учете с 2013 года



Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ввел обязанность организаций по ведению внутреннего контроля, в частности контроля над рисками хозяйственной деятельности, информация о которых раскрывается в годовой отчетности. Организации, которые вкладывают значительные средства в инновации и модернизацию производства, информацию о них также должны раскрывать в годовой бухгалтерской отчетности.

Раскрытие информации о рисках хозяйственной деятельности

Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), вступившему в силу с 1 января 2013 г., все экономические субъекты без исключения обязаны организовать и вести внутренний контроль совершаемых ими фактов хозяйственной жизни. К экономическим субъектам отнесены коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, органы местного самоуправления, внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, индивидуальные предприниматели, а также филиалы, представительства и структурные подразделения иностранных организаций, находящиеся на российской территории.
Под фактами хозяйственной жизни в силу ст. 3 Закона N 402-ФЗ понимаются сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение компании, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств.
Обратите внимание: у организаций, подлежащих обязательному аудиту, состав объектов внутреннего контроля значительно шире. Помимо фактов хозяйственной жизни они обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда руководитель экономического субъекта принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя), на это указывает п. 2 ст. 19 Закона N 402-ФЗ.
Так как согласно Закону N 402-ФЗ вести бухгалтерский учет лично вправе лишь руководители "малых" и "средних" фирм, то эти категории организаций обязаны контролировать только сами факты хозяйственной жизни компании даже в условиях обязательного аудита.
Напомню, что в соответствии с действующим законодательством перечень лиц, подлежащих обязательному аудиту, весьма широк - это открытые акционерные общества, кредитные организации, банковские группы и холдинги, клиринговые компании, общества взаимного страхования, страховые организации и др. В число таких лиц входят также компании, у которых объем выручки от продажи товаров (работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов баланса на конец предшествовавшего отчетному году превышает 60 млн руб. (пп. 4 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").
Несмотря на то что обязанность по ведению внутреннего контроля является новой, нельзя сказать, что с таким контролем организации сталкиваются впервые. Ведь сегодня в РФ большинство коммерческих фирм представлено в форме акционерных обществ открытого или закрытого типа или товариществ с ограниченной ответственностью. Помимо ГК РФ деятельность первых регулируется нормами Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ), вторых - нормами Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ).
Вопросам внутреннего контроля в акционерных обществах посвящена ст. 85 Закона N 208-ФЗ, а в обществах с ограниченной ответственностью - ст. 47 Закона N 14-ФЗ. Согласно указанным статьям контрольные функции возлагаются на ревизионную комиссию. Правда, создание ревизионной комиссии является обязательным только в ООО, имеющих более 15 участников (ст. 32 Закона N 14-ФЗ).
В акционерном обществе ревизионная комиссия обязана проводить ревизию финансово-хозяйственной деятельности не реже одного раза в год по итогам года, а в обществах с ограниченной ответственностью она в обязательном порядке проверяет годовые отчеты и бухгалтерские балансы до их утверждения общим собранием участников общества.
Нужно сказать, что фактически контроль - это одна из функций управления организацией. Несмотря на это, руководство компаний не всегда уделяет контролю достаточного внимания, считая, что вероятность наступления неблагоприятных последствий для фирмы из-за низкого уровня контроля ничтожна мала. Однако нельзя забывать, что отсутствие надлежащего контроля нередко становится причиной банкротства и других нежелательных последствий. Поэтому чтобы свести к минимуму такие последствия, а также обеспечить достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, организации и должны вести внутренний контроль. Вместе с тем каких-либо рекомендаций по его ведению Закон N 402-ФЗ не устанавливает, указывая, что система внутреннего контроля (СВК) должна разрабатываться организацией самостоятельно.
Понятно, что во многом СВК фактов хозяйственной жизни организации зависит от факторов, присущих самой организации, - ее структуры, вида деятельности, налогового режима и т.д. В то же время есть и общие принципы, которые касаются всех компаний без исключения. Таковыми, в частности, являются соблюдение действующего законодательства, положений учетной политики, действующей в компании, правильность и своевременность отражения всех фактов хозяйственной жизни в учете организации, документирование операций и пр.
Замечу, что большинство фактов хозяйственной жизни регламентируются локальными актами самой компании: положениями об оплате труда, премировании, командировании, проведении инвентаризаций и другими.
Более того, на мой взгляд, основой для создания СВК может стать все та же ревизионная комиссия, ведь Закон N 208-ФЗ, как и Закон N 14-ФЗ, позволяет расширять ее полномочия уставом организации. И если ранее такие комиссии в основном работали лишь перед составлением годовой отчетности, то сейчас они будут функционировать на регулярной основе.
Внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни условно можно разделить на несколько этапов: предварительный, текущий и заключительный. При этом важно, чтобы за каждый этап отвечал отдельный сотрудник компании.
Одним из направлений внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни является раскрытие в годовой бухгалтерской отчетности информации о рисках хозяйственной деятельности организации, на что указывает Минфин России в Информации N ПЗ-9/2012 "О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности" (далее - Информация N ПЗ-9/2012).
Как указано в п. 13 Информации, дополнительные показатели и пояснения о рисках подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности прежде всего организаций, публикующих эту отчетность.
Вместе с тем в Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год (Письмо Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01) Минфин обращает внимание на следующее.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
Исходя из этого, с целью формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении она должна раскрывать показатели и пояснения о потенциально существенных рисках хозяйственной деятельности, которым может быть подвержена. Для этого необходимо учитывать Информацию N ПЗ-9/2012, в которой Минфин России обобщил вопросы относительно раскрытия информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности.
Общие требования к раскрытию такой информации изложены в разд. I Информации N ПЗ-9/2012. Все риски, возникающие в деятельности компании, сгруппированы следующим образом: финансовые, правовые, страновые и региональные, репутационные и другие.
По каждому виду рисков в годовой бухгалтерской отчетности раскрывается информация о таких качественных характеристиках хозяйственной деятельности организации, как:
- подверженность организации рискам и причины их возникновения;
- концентрация риска: описание конкретной общей характеристики, которая отличает каждую концентрацию (контрагенты, регионы, валюта расчетов и платежей и т.д.);
- механизм управления рисками (цели, политика, применяемые процедуры в области управления рисками и методы, используемые для оценки риска, и т.п.);
- изменения по сравнению с предыдущим отчетным годом.
При этом Минфин указывает, что при раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации целесообразно учитывать требования международных стандартов финансовой отчетности, в частности МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации", введенного в действие для применения на территории РФ Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н.
Обратите внимание: информация о финансовых рисках представляется в отчетности с подразделением на следующие группы:
- рыночные риски;
- кредитные риски;
- риски ликвидности.
Рыночные риски связаны с возможными неблагоприятными для организации последствиями в случае изменения рыночных параметров, в частности цен и ценовых индексов (на товары, работы, услуги, ценные бумаги, драгоценные металлы и др.), процентных ставок, курсов иностранных валют. Организация анализирует свою чувствительность к каждому виду рыночных рисков, которым она подвержена на отчетную дату, с отражением эффекта, который оказали бы на прибыль (убытки) и капитал организации изменения соответствующей переменной, от которой зависит уровень риска.
Обособленно анализируются риски, связанные с переданными активами (например, по сделкам РЕПО; опционам, выписанным или купленным на переданные активы; переданным векселям, по которым у организации имеется солидарная ответственность). Информация о хеджировании указанных рисков также раскрывается обособленно.
Кредитные риски связаны с возможными неблагоприятными для организации последствиями при неисполнении (ненадлежащем исполнении) другими лицами обязательств по предоставленным им заемным средствам (в том числе в форме покупки облигаций, векселей, предоставлении отсрочки и рассрочки оплаты за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги). В частности, раскрывается информация о сомнительной (в том числе просроченной) дебиторской задолженности, об обесценившихся предоставленных займах, о приведенной стоимости долговых финансовых вложений и дебиторской задолженности на отчетную дату и об их справедливой стоимости, если она отличается от приведенной стоимости и практически определима. Также раскрывается информация о положении дебитора: его дееспособности (для заемщиков - физических лиц), правоспособности, деловой репутации, наличии или отсутствии полученного обеспечения, финансовом состоянии дебитора на отчетную дату (даты), его способности получать доходы в будущем, возможностях привлечения дополнительного финансирования, о суммах выданных поручительств (с учетом финансового положения лица, за которое поручилась организация, вероятности неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обеспеченного поручительством организации обязательства). Обособленно приводится максимальный размер потенциального кредитного риска и методика его определения.
Риск ликвидности связан с возможностями организации своевременно и в полном объеме погасить имеющиеся на отчетную дату финансовые обязательства: кредиторскую задолженность поставщикам и подрядчикам, задолженность заимодавцам по полученным кредитам и займам (в том числе в форме облигаций, векселей) и др. Финансовые обязательства анализируются по срокам погашения относительно отчетной даты в соответствии с условиями получения (заключенными договорами, условиями размещения облигаций, условиями выпуска векселей). Например, могут выделяться следующие временные интервалы: не более одного месяца, от одного месяца до трех месяцев, от трех месяцев до одного года, от одного года до трех лет, свыше трех лет. При этом если у контрагента имеется право выбора срока оплаты, обязательство включается во временной интервал исходя из наиболее ранней даты, на которую у организации может быть истребован платеж. Например, финансовое обязательство, которое организация должна погасить по первому требованию, включается в самый ранний временной интервал. Приводится информация о приведенной стоимости финансовых обязательств, об их справедливой стоимости, если она отличается от приведенной стоимости и практически определима, на отчетную дату. Раскрывается информация о выданных обеспечениях, каких-либо имеющихся ограничениях по использованию в запланированных целях неоплаченных активов. Если существует риск начала процедуры банкротства или ликвидации организации, то он раскрывается в данной группе рисков.
Особенности раскрытия информации о других рисках определены в разд. III Информации N ПЗ-9/2012.
Так, информация о правовых рисках (рисках, связанных с изменением валютного и таможенного регулирования, налогового законодательства) раскрывается отдельно для внутреннего и внешнего рынка.
Страновые и региональные риски связаны с политической и экономической ситуацией, географическими особенностями в стране (странах) и регионе (регионах), в которых организация осуществляет обычную деятельность и (или) зарегистрирована в качестве налогоплательщика. Описываются риски, связанные с возможными военными конфликтами, введением чрезвычайного положения и забастовками, повышенной опасностью стихийных бедствий, возможным прекращением или перебоями в транспортном сообщении и т.п.
Репутационный риск связан с уменьшением числа заказчиков (клиентов) организации вследствие негативного представления о качестве реализуемой ею продукции, работ, услуг, соблюдении сроков поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, участии в ценовом сговоре и т.д.
Информация о других видах потенциально существенных рисков подлежит обособленному раскрытию, например информация о рисках, обусловленных деятельностью связанных сторон организации, возможностью истечения сроков действия значимых для организации патентов, лицензий.
Дополнительные показатели и пояснения о рисках приводятся в Пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (который сейчас называется отчетом о финансовых результатах). Эта информация приводится:
- в виде отдельного раздела пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
- либо путем включения в пояснения к соответствующим показателям бухгалтерской отчетности об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах, денежных потоках организации (в том числе в пояснения о забалансовых статьях, финансовых вложениях).
При формировании информации о рисках в виде отдельного отчета вместо дополнительных показателей и пояснений организация может привести в бухгалтерской отчетности ссылку на такой отчет при условии его доступности для ознакомления всем пользователям бухгалтерской отчетности.
Как уже отмечалось выше, пока раскрытие информации о рисках напрямую касается лишь тех организаций, которые публикуют свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Но учитывая, что с 1 января с.г. внутренний контроль над совершаемыми фактами хозяйственной жизни обязаны вести все компании, скорее всего раскрытие такой информации в годовой бухгалтерской отчетности станет обязательным для всех организаций.

Раскрытие информации об инновациях и модернизации
производства (ПЗ-8/2011)

Если в течение года организация осуществляла расходы на инновации и модернизацию производства и они были существенными, то в бухгалтерскую отчетность она обязана включить дополнительные показатели и пояснения по ним.
Минфин указывает, что при раскрытии дополнительной информации об инновациях и модернизации производства приводятся данные о затратах, связанных с:
- выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
- приобретением (созданием) нематериальных активов (новых технологий, прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей и др.);
- модернизацией и реконструкцией объектов основных средств;
- совершенствованием технологии и организации производства, улучшением качества, изменением дизайна и других эксплуатационных свойств продукции.
Кроме того, раскрывается информация об источниках средств на инновации и модернизацию производства.
Для целей раскрытия указанной информации Минфин России рекомендует учитывать Информацию N ПЗ-8/2011 "О формировании в бухгалтерском учете и раскрытии в бухгалтерской отчетности организации информации об инновациях и модернизации производства" (далее - Информация N ПЗ-8/2011). Так, в разд. I Информации даны разъяснения о раскрытии информации, связанной с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР), а также с приобретением (созданием) нематериальных активов (НМА).
Формирование в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о затратах, связанных с выполнением НИОКР, осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02, утвержденным Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 115н.
Формирование в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о НМА осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утвержденным Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н.
При этом ПБУ 17/02 и ПБУ 14/2007 не применяются к незаконченным и не оформленным в установленном законодательством порядке НИОКР. В связи с этим в целях формирования информации о незаконченных НИОКР необходимо иметь в виду следующее.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организацией осуществляется разработка соответствующего способа исходя из указанного и иных положений по бухгалтерскому учету, а также международных стандартов финансовой отчетности. Иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.
Таким образом, ПБУ 17/02 и ПБУ 14/2007 могут применяться к незаконченным НИОКР в части определения состава затрат, включаемых впоследствии в стоимость формируемого актива.
Поскольку ПБУ 17/02 и ПБУ 14/2007 не определяют момент начала признания затрат, формирующих стоимость актива, являющегося результатом НИОКР, или нематериальных активов, то исходя из МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы" понесенные организацией расходы на получение новых знаний, поиск, оценку и окончательный отбор областей применения результатов исследований или иных знаний, на поиск альтернативных материалов, устройств, продуктов, процессов, систем или услуг, на формулирование, проектирование, оценку и окончательный отбор возможных альтернатив новым или улучшенным материалам, устройствам, продуктам, процессам, системам или услугам целесообразно признавать в момент их осуществления и не включать в стоимость актива.
Для определения момента начала включения затрат в стоимость актива организация руководствуется признаками, свидетельствующими о вероятности получения экономической выгоды от результатов работы.
Такими признаками, в частности, могут быть:
- техническая осуществимость и намерение завершения создания актива;
- возможность использовать результаты работ для производственных и (или) управленческих нужд организации или продажи актива;
- возможность продемонстрировать наличие рынка для продукции, создаваемой с помощью результатов исследований и разработок и нематериального актива, либо полезность этих активов для внутренних целей;
- наличие достаточных технических, финансовых и прочих ресурсов для завершения разработки и использования актива;
- возможность измерить затраты, относящиеся к активу в процессе его разработки.
Затраты на НИОКР, не включенные в стоимость актива, учитываются в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, в качестве расходов по обычным видам деятельности или прочих расходов в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации.
Если затраты на НИОКР в предшествовавшие отчетные периоды были признаны расходами текущего периода, то они не могут быть признаны внеоборотными активами в последующие отчетные периоды. Исключением являются случаи, когда организация допустила ошибку, определяемую и подлежащую исправлению в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010), утвержденным Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н.
При признании в качестве НМА затрат, понесенных в связи с формированием положительной репутации (привлекательного имиджа) производимой продукции, товаров, работ, услуг (торговые марки, знаки, названия периодических изданий, флаговые заголовки и т.п.), необходимо принимать во внимание, что условию признания нематериального актива ПБУ 14/2007 в части способности объекта приносить организации экономические выгоды в будущем может удовлетворять их приобретение (покупка), но не понесенные затраты на их самостоятельное создание.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, результаты исследований и разработок, используемые для производственных либо управленческих нужд организации, и принятые к учету НМА учитываются на счете 04 "Нематериальные активы" обособленно.
Исходя из требований ПБУ 17/02 и ПБУ 14/2007 в бухгалтерской отчетности указанные активы раскрываются в составе внеоборотных активов также обособленно.
В целях раскрытия в бухгалтерской отчетности организации необходимой информации об инновациях и модернизации производства целесообразно при организации аналитического учета обособленно учитывать вложения во внеоборотные активы инновационного характера.
В бухгалтерской отчетности организации, в том числе в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, приведенных в Приложении 3 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", при раскрытии информации о сумме затрат по незаконченным и неоформленным НИОКР раскрывается информация о затратах, связанных с инновациями и модернизацией производства, в частности с нанотехнологиями, повышением энергоэффективности производства, экологическими новациями и др.
При признании затрат организации на НИОКР в качестве активов в бухгалтерском балансе по группам статей "Результаты исследований и разработок" или "Нематериальные активы" производится проверка их на соответствие условиям признания активов, установленным ПБУ 17/02 и ПБУ 14/2007.
При этом нужно учитывать следующие различия в учете активов, признанных в качестве результатов исследований и разработок или как нематериальные активы:
- в части определения сроков полезного использования.
ПБУ 14/2007 не установлены временные ограничения при определении организацией срока полезного использования НМА (при возможности его установления). Согласно ПБУ 17/02 определяемый организацией ожидаемый срок использования полученных результатов, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход), не может превышать пяти лет;
- в способах начисления амортизации.
ПБУ 14/2007 предусматривает начисление амортизации одним из трех способов - линейным, способом уменьшаемого остатка, способом списания стоимости пропорционально объему продукции, работ.
ПБУ 17/02 установлено списание стоимости по каждой выполненной НИОКР либо линейным способом, либо способом списания расходов пропорционально объему продукции (работ, услуг).
Данное ПБУ не регулирует такие вопросы учета результатов исследований и разработок, как последующая оценка, обесценение и пересмотр сроков полезного использования.
Принимая во внимание указанную выше норму ПБУ 1/2008, организация при формировании учетной политики по учету результатов исследований и разработок при решении вопросов последующей их оценки, обесценения и пересмотра сроков полезного использования вправе руководствоваться аналогичными нормами ПБУ 14/2007.
При раскрытии в бухгалтерской отчетности информации о НМА отдельно раскрывается информация:
- о НМА, созданных самой организацией, а также о приобретенных организацией новых технологиях (технических достижений, прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей);
- о сумме затрат, отнесенных в отчетном периоде на расходы по обычным видам деятельности.
Обособленно раскрывается информация о расходах, связанных с совершенствованием технологии и организации производства, улучшением качества продукции, изменением ее дизайна и других эксплуатационных свойств, осуществляемых в ходе производственного (технологического) процесса.
В разд. II Информации N ПЗ-8/2011 приведены разъяснения о раскрытии информации в части затрат на модернизацию основных средств. Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.
При организации аналитического учета затрат в объекты, связанные с инновациями, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, их необходимо учитывать на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" обособленно.
Если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств, то такие затраты увеличивают первоначальную стоимость объекта.
Обратите внимание: так как основой для расчета большинства показателей, характеризующих степень устаревания основных средств, сокращение производственного потенциала организации и т.д. в большинстве случаев выступает сумма начисленной амортизации, выбор способа ее начисления, в соответствии с ПБУ 6/01, должен отражать ожидаемую схему потребления экономических выгод от использования актива.
В бухгалтерской отчетности организации, в том числе в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (отчет о финансовых результатах), при раскрытии информации:
- о движении основных средств в течение отчетного года - по основным группам дополнительно раскрывается информация о движении основных средств, связанных с инновациями;
- об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету в результате достройки, дооборудования, реконструкции, - дополнительно раскрывается информация о модернизации основных средств для совершенствования технологии и организации производства, улучшения качества продукции в ходе модернизации производственного (технологического) процесса, внедрения и освоения новых технологий производства.
Помимо всего прочего в бухгалтерской отчетности организация обязана раскрыть информацию об источниках финансирования инноваций и модернизации производства, в качестве которых могут выступать нераспределенная прибыль компании, государственные средства, заемные средства.
В разд. III Информации N ПЗ-8/2011 указано, что, если организация направляет средства нераспределенной прибыли на инновации и модернизацию производства, информация об использовании таких средств может формироваться в аналитическом учете к счету 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Исходя из Инструкции к Плану счетов, в целях раскрытия в бухгалтерской отчетности информации об инновациях и модернизации производства организация может ввести в свой рабочий план счетов бухгалтерского учета дополнительные субсчета, предназначенные для обобщения информации по направлениям использования средств. При этом средства нераспределенной прибыли, использованные в качестве финансового обеспечения соответствующих мероприятий, связанных с инновациями и модернизацией производства, и еще неиспользованные, могут разделяться.
Установленные правила признания затрат, в том числе понесенных в связи с инновациями и модернизацией производства, применяются в общем порядке вне зависимости от решений собственников организации о выделении определенных средств на эти цели.
Следует иметь в виду, что если источником финансирования инноваций и модернизации являются средства государства, то раскрытие информации о получении и использовании средств регулируется Положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.
При этом на основе аналитического учета средств государственной помощи в бухгалтерской отчетности организации раскрывается дополнительная информация о видах государственной помощи, полученной на инновации и модернизацию производства.
Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы, связанные с получением организацией бюджетного и внебюджетного финансирования на инновации и модернизацию производства, учитываются в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010), утвержденным Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н.
В случае если источником финансирования являются заемные средства, аналитический учет по счетам бухгалтерского учета по расчетам по краткосрочным кредитам и займам и по долгосрочным кредитам и займам организуется обособленно по видам кредитов и займов.
В составе информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам (включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций) и кредитам, которая раскрывается в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н, дополнительно раскрывается информация о займах и кредитах, полученных на инновации и модернизацию производства.
Проценты, причитающиеся к уплате заимодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива, включаются в стоимость инвестиционного актива при выполнении условий, установленных ПБУ 15/2008.
При раскрытии в бухгалтерской отчетности информации о суммах процентов, причитающихся к уплате заимодавцу (кредитору), подлежащих включению в стоимость инвестиционных активов, дополнительно раскрывается информация о расходах, связанных с получением займов и кредитов на приобретение (создание) инвестиционных активов в рамках проектов, связанных с инновациями и модернизацией производства.
В случае хранения денежных средств, выделенных на инновации и модернизацию производства, на специальном счете (специальных счетах) в банке для бухгалтерского учета этих средств используется счет 55 "Специальные счета в банках".
В соответствии с Инструкцией к Плану счетов построение организацией аналитического учета по указанному счету должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении денежных средств, выделенных на эти цели.
Направление денежных средств на инновации и модернизацию производства раскрывается в отчете о движении денежных средств как движение денежных средств по инвестиционной или текущей деятельности в зависимости от того, приводит это к созданию внеоборотного актива или нет.
В соответствии с разд. IV Информации N ПЗ-8/2011 к прочей информации об инновациях и модернизации производства относятся данные:
- о полученных и (или) оказанных услугах, связанных с инновациями (предоставление технической помощи, консультаций, инжиниринговых услуг, услуг по внедрению новых методов управления, маркетинговых услуг по исследованию потенциального рынка сбыта инновационной продукции, обучение персонала и т.п.);
- об исключительных (особых) условиях продажи инновационной продукции и т.д.
В случае существенности указанных показателей информация о них также раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
Кроме того, описываются факторы, препятствующие осуществлению инноваций и модернизации производства: недостаток собственных денежных средств, невозможность привлечь кредиты или займы, высокая стоимость инновационных проектов, отсутствие потенциальных и реальных рынков сбыта, неопределенность получения экономических выгод, отсутствие квалифицированного персонала и др.
Раскрытию подлежит также иная существенная информация об инновациях и модернизации производства, необходимая для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации.
При этом раскрываемая информация может быть существенной не только с точки зрения величины характеризующих ее стоимостных показателей, но и ее характера, в том числе взаимосвязи с другими показателями, раскрываемыми в бухгалтерской отчетности.
Постоянно следить за обновлениями бухгалтерского и налогового законодательства это довольно утомительно. Гораздо проще, когда бухгалтерские услуги вам окажет фирма, профессионально занимающаяся этими услугами. Другое понятие таких услуг - бухгалтерский аутсорсинг или бухгалтерское сопровождение как для организаций, так и индивидуальных предпринимателей.


.: Курс валюты :.
    20/10 21/10
    информер курса валют
    USD
    57,5706  57,5118
    EUR
    67,9333  67,8927
    БВК
    76,0165  76,0285
.: Опрос на сайте :.

    Да, плачу самый минимум
    Да, немного укрываю
    Нет, я честно плачу налоги