.: Навигация :.
Обо всем
Камеральная проверка
Выездной контроль
Прибыль
НДС
НДФЛ и изменения с 2014 года
ЕНВД и новые изменения
УСН
Налоговая выгода
Судебные споры
Новости налогообложения
Трансфертное ценообразование
Налоговику
Бухгалтеру
Nanalog.ru » Статьи » Учет расходов на Нотариуса

Учет расходов на Нотариуса



Пожалуй, каждая компания хоть раз обращалась к нотариусу для заверения каких-либо документов или сделок. Учет таких расходов, казалось бы, прост, однако на практике не все так легко, как кажется, поскольку эти затраты учитываются только в пределах установленных законом лимитов. Можно ли обойти нормы законодательства и при этом избежать претензий со стороны налоговиков?

Некоторые сделки требуют нотариального удостоверения. Например, при выдаче доверенностей (ст. 185 ГК РФ) или передоверии (ст. 187 ГК РФ), при заключении договора о залоге (ст. 339 ГК РФ) или ренты (ст. 584 ГК РФ), а также в иных случаях, определенных п. 2 ст. 163 Гражданского кодекса. Нотариальное удостоверение возможно также, если будущий партнер настаивает на заверении какого-либо документа или сделки (пп. 2 п. 2 ст. 163 ГК РФ). Не лишним будет напомнить, что Законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что нотариальное удостоверение обязательно при отчуждении доли в уставном капитале организации (п. 11 ст. 21 Закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ).

Налоговый учет

Независимо от того, как работает нотариус - в государственной конторе или занимается частной практикой, он обязан руководствоваться Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1, далее - Основы о нотариате).
За совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий бумаг и выполнение технической работы нотариус, который трудится в государственной конторе, взимает пошлину по ставкам, установленным законодательством. Их размер определен ст. 333.24 Налогового кодекса. Например, за удостоверение учредительных документов или их копий взимается пошлина в размере 500 руб.
Что касается частных нотариусов, то в отношении их деятельности тарифы взимаются в размере, аналогичном тому, который установлен для нотариусов, работающих в государственной конторе. Правила касаются сделок, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма.
За совершение действий, которые не требуют обязательной нотариальной формы, установлены иные тарифы. Их размер определяется не Налоговым кодексом, а ст. 22.1 Основ о нотариате. Например, за освидетельствование подлинности подписи на заявлениях и других бумагах взимается пошлина в размере 100 руб., а на банковских карточках и на заявлениях о регистрации юридического лица - 200 руб.
Понесенные расходы в пределах установленных тарифов можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом не имеет значения, какой специалист оказывал услуги - частный или государственный.

Внимание! При определении базы по налогу на прибыль расходы в виде платы государственному или частному нотариусу за оформление сверх тарифов, утвержденных в установленном порядке, не учитываются (п. 39 ст. 270 НК РФ).

Известно, что даже при установленных тарифах нотариусы могут запросить куда больше. Действовать таким образом им не запрещено, так как в ст. 23 Основ о нотариате сказано: "Источником финансирования деятельности нотариуса являются денежные средства, полученные им за оказание услуг правового и технического характера".
Если в учете размер превышения учесть нельзя, как поступить в таком случае бухгалтеру? Рекомендую часть таких затрат отнести в расходы в соответствии с пп. 16 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса, а часть "сверхлимитных" затрат отнести полностью также в состав прочих расходов, но как:
- расходы на юридические и информационные услуги (пп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ);
- консультационные и иные аналогичные услуги (пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Для этого нотариусу в справке нужно указать, что им были оказаны два вида услуг, а именно непосредственно нотариальные и юридические (к примеру, разработал проект договора) либо технологические (распечатал документы). Конечно, такая мера особого восторга у налоговиков не вызовет, но и отказать в учете этих затрат они не смогут. Главное, чтобы документы были правильно оформлены, да и вообще как таковые имелись в наличии.

"Первичка" от нотариуса

Каких-либо норм относительно документального подтверждения озвученных выше расходов НК не имеет. Как правило, нотариус самостоятельно разрабатывает такие формы документов. Главное, чтобы они имели все необходимые реквизиты, указанные в п. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а именно:
а) наименование документа;
б) дату составления;
в) название организации, от имени которой составлена бумага;
г) содержание факта хозяйственной жизни;
д) измерители в натуральном и денежном выражении (с указанием единиц измерения);
е) наименование должности лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за правильность ее оформления;
ж) подписи упомянутых лиц с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации человека.
Такой же точки зрения придерживаются Минфин России в Письме от 16 ноября 2010 г. N 03-03-06/2/198 и УФНС России по г. Москве в Письме от 27 сентября 2011 г. N 16-15/093518@.2. Одним из критериев для принятия указанных сумм в расход является их подтверждение документами, оформленными в соответствии с законодательством, или бумагами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
К слову сказать, нотариусы освобождены от применения ККТ. Поэтому выданная справка будет являться единственным подтверждающим документом.

Требования налоговой

В конце статьи давайте рассмотрим еще несколько проблем, связанных с нотариальным заверением бумаг, которые довольно регулярно встречаются в практике бухгалтеров. Например, как быть, если при проведении проверок чиновники ФНС требуют нотариального удостоверения документов? Не забывайте, такие действия неправомерны, поскольку ст. 93 Налогового кодекса определено, что не допускается требование удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу). Данную позицию подтверждает и Письмо Минфина России от 7 декабря 2009 г. N 03-04-05-01/886. При этом организации не запрещается заверить такие документы самостоятельно. Сделать это может руководитель компании, поставив свою подпись и печать. Это позволит сэкономить деньги на услуги нотариуса.
В Постановлении Госстандарта России от 3 марта 2003 г. N 65-ст указано, что при заверении копии документа ниже строки "Подпись" нужно поставить заверительную надпись "Верно", указать должность лица, подтвердившего верность копии, личную подпись, расшифровку автографа (инициалы, фамилию) и дату.
Допускается копию документа заверять печатью.
Напомню, подлинность каждой бумаги фиксируется отдельно. Минфин России в Письме от 11 мая 2012 г. N 03-02-07/1-122 обратил внимание, что заверен должен быть каждый документ, а не подшивка. Например, если в инспекцию подается подборка договоров, нужно удостоверить каждый контракт, но не каждый лист, разумеется.
То же самое правило используется и в отношении выдаваемых доверенностей. Так, в ст. 29 Кодекса сообщается, что индивидуальный предприниматель, выдавая озвученную бумагу своему представителю, обязан заверить ее у нотариуса. Это указывают и специалисты финансового ведомства в Письме от 7 августа 2009 г. N 03-02-08/66. Однако ФНС России в Письме от 10 августа 2009 г. N ШС-22-6/627@ констатирует, что представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, не заверенной нотариально. Она выдается за подписью руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати этой компании (п. 5 ст. 185 ГК РФ). Напомню, законом не предусмотрена нотариальная форма доверенности для представления налоговой отчетности и иных сведений юридическими лицами. Следовательно, данные правила применимы и по отношению к индивидуальным предпринимателям.


.: Курс валюты :.
    24/11 25/11
    информер курса валют
    USD
    58,4622  58,5318
    EUR
    69,1783  69,3309
    БВК
    77,4332  77,6159
.: Опрос на сайте :.

    Да, плачу самый минимум
    Да, немного укрываю
    Нет, я честно плачу налоги