.: Навигация :.
Обо всем
Камеральная проверка
Выездной контроль
Прибыль
НДС
НДФЛ и изменения с 2014 года
ЕНВД и новые изменения
УСН
Налоговая выгода
Судебные споры
Новости налогообложения
Трансфертное ценообразование
Налоговику
Бухгалтеру
Nanalog.ru » Полезная информация по УСН » Учет субсидии на УСНО

Учет субсидии на УСНО



УЧЕТ ПОЛУЧЕННЫХ СУБСИДИЙ "УПРОЩЕНЦЕМ"

Поддержка малого предпринимательства является приоритетным направлением государственной политики. Зачастую проблема нехватки финансов является причиной отказа от идеи открытия собственного бизнеса (а если бизнес уже существует, то порой не хватает средств на его развитие или модернизацию). При этом многие экономисты считают, что именно рост числа малых компаний и индивидуальных предпринимателей способствует скорейшему выходу экономики из кризиса в силу того, что последние могут в короткие сроки и с небольшими затратами перепрофилировать свою деятельность и даже взять на работу пару-тройку безработных, уволенных с крупных предприятий. Отсюда - экономическая и социальная стабильность, столь нужная в настоящее время нашей стране.
Сегодня в России работает программа субсидирования малого бизнеса. В соответствии с ней предприниматели имеют возможность получать денежные средства на развитие собственного дела. Как индивидуальному предпринимателю вести учет полученных субсидий, если он стал участником данной программы?

Участвуем в программе поддержки малого предпринимательства

Учет субсидии на УСНО Отношения, возникающие между индивидуальными предпринимателями и органами власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Правила осуществления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.02.2009 N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства".

К сведению. Минэкономразвития является уполномоченным органом федеральной исполнительной власти по реализации государственной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства (Письмо Минэкономразвития России от 11.10.2011 N Д05-3045).


Какова цель этой программы? Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства направлена на обеспечение благоприятных условий для развития его субъектов, увеличение его количества, повышение его конкурентоспособности, обеспечение занятости населения, увеличение производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг). Она заключается в:
- создании и развитии инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (ст. 15 Закона N 209-ФЗ);
- поддержке субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
- развитии системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
- создании и развитии инфраструктуры поддержки в научно-технической сфере;
- реализации иных мероприятий субъектов РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства.

К сведению. Программа финансовой поддержки реализуется Внешэкономбанком через ОАО "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства" по двум направлениям: через банки-партнеры и организации инфраструктуры поддержки (микрофинансовые организации, кредитные кооперативы, факторинговые и лизинговые компании, региональные венчурные фонды) (Письмо Минэкономразвития России от 22.12.2011 N ОГ-Д05-2580).


Статьей 69 БК РФ предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг. Субсидии предоставляются коммерсантам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 БК РФ).

Обратите внимание! Несмотря на указанный в п. 1 ст. 78 БК РФ безвозмездный (без установления обязательства по уплате процентов) и безвозвратный (без установления обязательства по возврату) характер предоставляемых субсидий, данные требования не действуют в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (пп. 3 п. 3 ст. 78 БК РФ).

--------------------------------
Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок возврата субсидий, разрабатываются органами местного самоуправления.

Государственная программа поддержки включает в себя широкий спектр направлений и механизмов поддержки . Она осуществляется в соответствии с законодательством РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства (ч. 1 ст. 17 Закона N 209-ФЗ).
--------------------------------
Дополнительную информацию о формах поддержки субъектов малого предпринимательства можно получить на Федеральном портале поддержки малого и среднего предпринимательства по адресу smb.gov.ru, а также на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов РФ.


Однако необходимо учитывать, что вы не сможете воспользоваться этим правом, если осуществляете деятельность в сфере игорного бизнеса или являетесь в порядке, установленном законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами РФ. Кроме того, финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательств не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых (п. п. 3, 4 ст. 14 Закона N 209-ФЗ).
Каждый регион России осуществляет свой комплекс мер по оказанию финансовой помощи предпринимателям и определяет приоритетное направление для расходования бюджетных средств по их субсидированию. Порядок предоставления субсидий регулируется нормативными правовыми актами (ст. 3 Закона N 209-ФЗ), которые определяют:
- категории (критерии) отбора индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий;
- цели, условия и порядок предоставления субсидий;
- порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Пример 1. Постановлением Правительства Нижегородской области от 16.09.2010 N 618 утверждена Комплексная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области на 2011 - 2015 годы. В части оказания финансовой поддержки планируется реализация следующих мероприятий:


- содействие развитию лизинга оборудования (реализация этого мероприятия предусматривает возмещение предпринимателю расходов по уплате первого взноса при заключении договора лизинга на приобретение оборудования в размере 100% произведенных затрат по уплате первого взноса, но не более 2 млн руб. на одного субъекта предпринимательства в год);
- гранты начинающим предпринимателям (предоставляются на открытие собственного дела - регистрацию, начало предпринимательской деятельности в размере до 300 тыс. руб. на конкурсной основе);
- предоставление субсидий на компенсацию затрат, связанных с участием в салонах, выставках и иных мероприятиях, связанных с продвижением на региональные и международные рынки продукции, товаров и услуг (60% от их общей стоимости, но не более 100 тыс. руб. для одного субъекта предпринимательства);
- субсидирование затрат по оплате образовательных услуг (субсидии предоставляются предпринимателям, сотрудники которых или они сами прошли обучение по направлениям, которые соответствуют их деятельности и необходимы для становления или развития собственного дела. Субсидии предоставляются в размере 80% от произведенных расходов на обучение, но не более 20 тыс. руб. на каждого).

Не нужно забывать о том, что бюджетные субсидии являются целевыми средствами, то есть должны расходоваться строго на определенные цели. Субсидию предприниматель может тратить только на развитие бизнеса. В качестве целей использования субсидий могут выступать оплата сырья, оборудования и материалов для осуществления деятельности, закупка необходимых технологий, патентов и других нематериальных активов. Данный список может быть пополнен и другими статьями расходов. Определение цели расходования денежных средств находится в компетенции органа, предоставляющего субсидию (ст. 17 Закона N 209-ФЗ). Им также устанавливается максимальный объем субсидии, которая может быть получена предпринимателем.
Отметим, что в оказании поддержки предпринимателю будет отказано (п. 5 ст. 14 Закона N 209-ФЗ), если:
- им не представлены документы, определенные соответствующими программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы;
- не выполнены условия оказания поддержки;
- ранее в отношении заявителя было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;
- с момента признания предпринимателя допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.

Учитываем полученную субсидию

Налоговым кодексом установлено, что средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Законом N 209-ФЗ, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода (абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Причем указанный порядок налогоплательщик применяет независимо от выбранного объекта налогообложения при условии ведения учета полученных субсидий (абз. 7 п. 1 ст. 346.17 НК РФ) (см., например, Письмо Минфина России от 24.02.2012 N 03-11-11/58). Каким образом это происходит?
Статьей 346.17 НК РФ определен порядок признания доходов и расходов "упрощенца", устанавливающий, что датой получения доходов признается, в частности, день поступления денежных средств на счета в банках (кассу). Однако в отношении бюджетных средств (как следует из норм абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ) доходы формируются по мере возникновения расходов, а не на момент поступления денежных средств на расчетный счет.
При получении субсидий необходимо отражать как полученные, так и потраченные суммы.
Предприниматель в течение двух налоговых периодов со дня получения субсидии должен включить сумму полученной финансовой помощи в доходы на ту же дату, на которую учитываются расходы, произведенные за счет этой субсидии, и в сумме этих расходов. Налоговая база, таким образом, по этим операциям будет равняться нулю.
Если же к окончанию второго налогового периода часть субсидии (или субсидия полностью) останется неизрасходованной, то ее надо будет включить в доходы по состоянию на конец второго года (именно неизрасходованную часть, поскольку израсходованная уже к этому моменту должна быть учтена в составе доходов с одновременным отражением ее в составе расходов).

Как отражать операции в отчетности

Чиновники разъясняют (Письмо ФНС России от 02.11.2012 N ЕД-4-3/18587@), что полученные выплаты и суммы произведенных расходов учитываются в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО (далее - Книга учета доходов и расходов).
--------------------------------
Приложение 1 к Приказу Минфина России от 22.10.2012 N 135н (далее - Приказ N 135).


К сведению. Налоговым кодексом не предусмотрена форма отчета для налоговых органов о целевом расходовании средств субсидии, отдельная книга учета доходов в виде полученных финансовых средств, а также какие-либо формы представляемых в налоговые органы отчетов об их целевом использовании (Письмо Минфина России от 28.02.2012 N 03-11-11/59).

При этом в графе 4 разд. I Книги учета доходов и расходов отражают суммы полученных субсидий в размере фактически произведенных за счет этого источника расходов, а в графе 5 разд. I Книги учета доходов и расходов - соответствующие суммы осуществленных (признанных) расходов. Таким образом, разница между отраженными суммами будет равняться нулю. Правило отражения полученных сумм финансовой поддержки закреплено в п. 2.5 Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов .
--------------------------------
Приложение 2 к Приказу N 135н.


Данный порядок учета сумм полученной субсидии распространяется как на налогоплательщиков, применяющих УСНО с объектом налогообложения "доходы минус расходы", так и на "доходных упрощенцев" (Письмо ФНС России от 21.06.2011 N ЕД-4-3/9835@).

Пример 2. В январе 2013 г. индивидуальным предпринимателем получена субсидия в сумме 300 000 руб. Расходы бизнесмена, которые он оплатил за счет финансовой помощи государства в апреле 2013 г., составили 150 000 руб. Иные целевые расходы им осуществлены не были. Каким образом ИП следует отразить в Книге учета доходов и расходов сумму полученной субсидии?

Заполненная Книга учета доходов и расходов будет выглядеть следующим образом.

КНИГА
учета доходов и расходов организаций и индивидуальных
предпринимателей, применяющих упрощенную
систему налогообложения

Единица измерения: руб.
Учет субсидии на УСНО

В результате за II квартал 2013 г. налогооблагаемый доход от полученной субсидии будет равен нулю.

Особенности приобретения основных средств

Порядок учета и признания расходов на приобретение основных средств установлен п. 3 ст. 346.16 и пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, в соответствии с положениями которых затраты на приобретение ОС учитываются в составе расходов с момента ввода их в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями на последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. Иными словами, затраты на приобретение ОС предприниматель спишет в налоговые расходы в том году, когда он их приобрел и ввел в эксплуатацию. Данная позиция находит отражение и в разъяснениях Минфина России (Письмо от 12.04.2012 N 03-11-11/121).

Пример 3. В рамках реализации региональной целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на 2012 - 2015 гг. индивидуальный предприниматель на УСНО получил в феврале 2012 г. субсидию в виде целевых бюджетных денежных средств для возмещения финансовых затрат на организацию собственного бизнеса (на приобретение основных средств) в размере 150 000 руб. Основное средство приобретено в марте, введено в эксплуатацию в апреле 2012 г.

Стоимость приобретенного ОС составила 150 000 руб.
Каков порядок учета доходов и расходов для целей налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО?
В рассматриваемой ситуации приобретенное ОС введено в эксплуатацию в апреле 2012 г. Соответственно, расходы на его приобретение признаются ИП следующим образом:
- 30 июня - 50 000 руб. (150 000 руб. / 3 кв.);
- 30 сентября - 50 000 руб.;
- 31 декабря - 50 000 руб.
Итак, стоимость основного средства (150 000 руб.), приобретенного за счет субсидии, полученной в 2012 г., можно признать в налоговых расходах 2012 г. Пропорционально расходам в данном случае следует отражать в составе доходов и полученную сумму субсидии.

Взял и продал

Сложнее обстоит дело в том случае, если предприниматель приобрел и ввел в эксплуатацию основное средство (конечно же, имеется в виду на выделенные государством средства финансовой поддержки), а затем по каким-либо причинам был вынужден его продать. Нормы Налогового кодекса гласят, что в случае реализации приобретенных основных средств до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение в составе расходов (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их учета в составе расходов на приобретение до даты реализации и уплатить дополнительную сумму налога и пеней (абз. 14 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).
Давайте на конкретном примере разберемся, как действовать налогоплательщику в отношении реализованного ОС, приобретенного ранее за счет субсидии государства.

Пример 4. Воспользуемся условиями примера 3. Уточним, что предпринимателем было приобретено оборудование для хлебопекарных печей первоначальной стоимостью 150 000 руб. и сроком полезного использования 72 мес.
В январе 2013 г. данное оборудование было продано.

Каким образом будет осуществлен пересчет налоговой базы?
Напомним, что предприниматель учел расход в размере 150 000 руб. при расчете налога за 2012 г. и включил его в налоговую базу на 30.06.2012, 30.09.2012 и 31.12.2012 равномерно по 50 000 руб. и учел доход (пропорционально расходам) в виде полученных от государства денежных средств.
В результате реализации ОС предприниматель должен действовать следующим образом.

1. Определить норму амортизации оборудования по формуле:

K = 1 / n x 100%,

где K - норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;
n - срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.
Соответственно, для нашего примера норма амортизации (K) составит 1,39 (1 / 72 x 100%).
2. Рассчитать сумму ежемесячной амортизации.
Сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта, и равна 2085 руб. (150 000 руб. x 1,39%).

3. Рассчитать сумму амортизационных отчислений за отчетные и налоговый период 2012 г. нарастающим итогом:
- II квартал (полугодие) - 4170 руб. (2085 руб. x 2 мес.) ;
- 9 месяцев - 10 425 руб. (2085 руб. x 5 мес.);
- календарный год - 16 680 руб. (2085 руб. x 8 мес.).
--------------------------------
Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).


4. Скорректировать налоговую базу за отчетные и налоговый период 2012 г. Затраты, учтенные на конец отчетного периода (в сумме 50 000 руб. на 30.06.2012, 30.09.2012 и 31.12.2012), необходимо исключить из расходов, а расходами признать суммы начисленной амортизации за эти периоды. При этом из доходов необходимо исключить суммы полученной субсидии, отраженные пропорционально расходам на приобретение ОС, и учесть субсидию в сумме, равной начисленной амортизации.

5. Представить уточненную декларацию за 2012 г. с указанием скорректированных сумм доходов и расходов. Данные суммы в рассматриваемом случае не повлияют на размер уплачиваемого предпринимателем налога, так как и в расходах, и в доходах за налоговый период будет отражена одна и та же сумма: в расходах - сумма начисленной амортизации (16 680 руб.), в доходах - сумма полученной субсидии пропорционально расходам (16 680 руб.). Соответственно, и начисления пеней коммерсанту удастся избежать.

6. В январе 2013 г. в расходах необходимо отразить сумму начисленной амортизации за январь 2013 г., а в доходах:
- выручку от продажи ОС;
- доход в виде субсидии пропорционально расходу в виде суммы начисленной амортизации за январь 2013 г. - 2085 руб.;
В итоге предпринимателю необходимо заплатить налог с выручки от реализации оборудования.
Доход в виде субсидии, равный остаточной стоимости объекта ОС, в размере 131 235 руб. (150 000 - 16 680 - 2085) отражать не нужно, поскольку у ИП остается право воспользоваться данными средствами до конца 2013 г.

Заметьте, в целях налогообложения для предпринимателя подобного рода действия кажутся (хотя, как мы смогли убедиться, действительно являются) крайне невыгодными. И к тому же проблемы обязательно возникнут, если предприниматель сочтет необходимым учесть остаточную стоимость реализованного ОС в расходах. По крайней мере, контролеры таких действий налогоплательщика не допустят. Разногласия здесь следующего характера. В соответствии с абз. 14 п. 3 ст. 346.16 НК РФ предприниматель обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования ОС с учетом положений гл. 25 НК РФ. При этом пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ позволяет уменьшить доходы от реализации ОС на остаточную стоимость амортизируемого имущества, чем, собственно, налогоплательщик и пользуется, вызывая своими действиями протест у налоговиков. По их мнению, ст. 346.16 НК РФ, содержащая закрытый перечень расходов при применении УСНО, не предусматривает списания остаточной стоимости основных средств при их реализации (Письмо УФНС России по г. Москве от 28.06.2006 N 18-11/3/56403@). Эта позиция сформировалась довольно давно и, как можно заметить, не претерпела каких-либо изменений на сегодняшний день. Минфин России, отметим, с налоговиками солидарен (см., например, Письма от 07.07.2011 N 03-11-06/2/105, от 28.01.2009 N 03-11-06/2/9). К тому же есть и арбитражная практика, отражающая аналогичное мнение (Постановления ФАС УО от 24.03.2008 N Ф09-4976/07-С3, ФАС ПО от 19.12.2006 N А57-181/06-7). Хотя ряд судов поддерживает налогоплательщика, указывая, что он вправе применить пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ и уменьшить доходы от реализации объекта основных средств на его остаточную стоимость (см., например, Постановление ФАС ВСО от 31.03.2009 N А74-2378/08-Ф02-1138/09).

Отметим, что вероятность отстоять свою позицию в судебном порядке имеется. Но, как показывает анализ арбитражной практики, сложившейся по данному вопросу, исход дела при этом для предпринимателя непредсказуем.


.: Курс валюты :.
    27/07 28/07
    информер курса валют
    USD
    59,9102  59,4102
    EUR
    69,6816  69,6406
    БВК
    78,4755  78,2385
.: Опрос на сайте :.

    Да, плачу самый минимум
    Да, немного укрываю
    Нет, я честно плачу налоги