.: Навигация :.
Обо всем
Камеральная проверка
Выездной контроль
Прибыль
НДС
НДФЛ и изменения с 2014 года
ЕНВД и новые изменения
УСН
Налоговая выгода
Судебные споры
Новости налогообложения
Трансфертное ценообразование
Налоговику
Бухгалтеру
Nanalog.ru » Статьи » Банковский IT-аутсорсинг

Банковский IT-аутсорсинг



Итоги традиционного опроса банковских IT-специалистов наглядно показывают, что информационные технологии стали одним из главных инструментов развития банковского бизнеса. Кризис помог банкирам осознать, что фишка переменилась и, соответственно, нужно что-то менять в организации бизнеса. И айтишников наконец услышали.

Банковский IT-аутсорсинг В 2009 г., получив результаты традиционного опроса банковских IT-специалистов, мы были шокированы тем, что более 84% опрошенных затруднились ответить на вопрос: планирует ли ваш банк в будущем году смену АБС? Количество банков, утвердительно ответивших на этот вопрос в том году, мало отличалось от обычного - 10% против 14 - 15% в предыдущие годы. Но раньше 80% говорили твердое нет смене АБС, а тут затруднились с выбором ответа.
На самом деле неопределенность с перспективами развития банковского IT в 2009 г. была всего лишь отражением неопределенности будущего банковской системы России в целом. Но с тех пор многое изменилось. Банковская система пережила два повышения минимального капитала и устояла. Количество банков, конечно, сократилось, но не катастрофически. А наш опрос наглядно показывает, что 2009 г. стал переломным в развитии банковских IT-систем. С тех пор вот уже третий год количество желающих "сменить АБС" существенно превышает докризисный уровень. В этом году таких оказалось почти 44%.
Конечно, глупо рассчитывать, что почти половина банков в следующем году сменит АБС. Уже несколько лет подряд доли разработчиков на рынке АБС остаются практически неизменными: R-Style сохраняет 1 место, занимая почти 22% рынка, "Диасофт" (18%) - 2-е, "Инверсия" (10,4%) - 3-е, на 4-м - ЦФТ (9,3%). Количество инсталляций, отраженное в наших таблицах, равномерно уменьшается в соответствии с тем, как уменьшается количество работающих банков и количество участников опроса. Только количество АБС разработки "Банковских информационных систем" в этом году увеличилось после серьезного падения в прошлом. Возможно, это связано с тем, что в опрос вернулись банки, использующие операционный день от БИС, которые в прошлом не отвечали.

Банковский IT-аутсорсинг

Смена АБС, это сложный, долгий и дорогой процесс. Мало кто сейчас на него решится. Поэтому мы в этом году поинтересовались у наших респондентов, что же они понимают под "сменой АБС".
Оказалось, что действительно испытывают необходимость в полной замене АБС аж 22,4% положительно ответивших на этот вопрос респондентов. А 22,7% собираются просто докупить дополнительные модули к уже установленной АБС и расширить ее функционал. Еще 6,1% планируют развивать функционал имеющихся систем другими способами. Столько же планируют обновить версии установленных АБС. 12,1% участников опроса требуется замена отдельных функциональных модулей, автоматизирующих работу с кредитами и депозитами, юридическими и физическими лицами, пластиковыми картами, ценными бумагами, факторингом, хозяйственным и управленческим учетом, бюджетированием, оценку кредитоспособности. Сюда также попали банки, собирающиеся внедрять фронт-офис, хранилище данных и т.д. Однако более 30% не смогли конкретизировать свои планы.
Уверен, что часть из 53%, отрицательно ответивших на вопрос о смене АБС, также чувствуют необходимость "что-то делать". Еще в прошлом году многие называли это "сменить АБС". Сейчас они отвечают на этот вопрос отрицательно, но точно так же будут обновлять версии и докупать функциональные модули.
Так что, по нашим оценкам, 50 - 60% участников опроса рассматривают варианты существенного изменения своих IT-систем в ближайшее время. А это очень неплохой рынок!

На этом IT можно здорово сэкономить...

Банки все активнее заменяют IT-модулями дорогостоящий персонал и офисы, становясь при этом удобнее и доступнее и экономя немалые бюджеты на офисных расходах. Самые радикальные, вроде ТКС Банка, полностью уходят в Сеть. Но даже банки, которые традиционно принято считать неповоротливо офлайновыми, делают очень серьезные шаги в сторону жизни без персонала.
Сбербанк с его филиалами традиционно не входит в наш обзор. Но не отметить его опыт, на мой взгляд, значит не обратить внимания на важный тренд. Сейчас клиентам Сбербанка доступен очень удобный интерфейс интернет-банкинга, позволяющий оплатить практически любые товары и услуги. Новая конфигурация офисов предусматривает зону с круглосуточным доступом, где стоят терминалы, функционально равноценные интернет-банкингу, и банкоматы с возможностью приема наличных. При этом операционные залы в таких офисах открываются не в 9 утра, а в 11. Платить через терминал или web-интерфейс дешевле - комиссии либо нет совсем, либо она ниже, чем при оплате через операциониста. В результате я уже несколько раз оказывался в офисах Сбербанка, где не было очередей. Совсем.
Конечно, на пути к полной виртуализации банковских услуг стоит плохая инфраструктура связи в регионах и привычка старшего поколения общаться с "девушкой" лично. Но все это вопрос времени. Направление движения обозначено четко.
Именно эта тенденция просматривается в ответах на вопрос: что актуально для развития банка (в разрезе автоматизации)? Четверть участников опроса считает, что сейчас как никогда важно автоматизировать обслуживание "физиков". Да-да, тех, которые прибегают в офис, когда нормальные люди спешат к семье, не могут заполнить элементарные бланки, задают много одинаковых вопросов, да еще недовольны очередями. Но именно "физики" кладут свои деньги на депозиты и, несмотря на "смутные времена", берут кредиты.
Любопытно, что, судя по ответам на этот вопрос, пару лет назад никто особых надежд на "физиков" не возлагал и не собирался автоматизировать и ставить на поток работу с ними. В прошлом году ставка делалась как раз на юридических лиц. А половина респондентов, судя по всему, вообще не понимала, что автоматизировать: больше 50% отказались или не нашли ответа на этот вопрос.
Вообще наибольшие изменения произошли именно в области дистанционного банковского обслуживания. По сравнению с прошлым годом более чем в три раза увеличилось количество банков, предлагающих клиентам доступ к счету со смартфонов и даже мобильных телефонов. Имеются приложения для всех основных операционных систем. Даже для не очень продвинутой Bada. Но у банков на будущий год явно большие планы в сфере дистанционного банковского обслуживания и развития фронт-офисов.

По данным опроса, лидерами на рынке дистанционного банковского обслуживания юридических лиц остаются "Бифит" (29,7%), BSS (26,8%) и R-Style Softlab (10,1%). Причем их доли практически не изменились. Всего 6,4% банков продолжают использовать собственные разработки. Продукты "Инверсии", "Фактуры.ру" и ЦФТ используют 3,5, 3,4 и 2,6% опрошенных банков.
Физическим лицам дистанционный доступ к банковским услугам банки предоставляют через продукты компаний "Бифит" (11,9%), BSS (10,8%), "Фактура.ру" (5,9%), R-Style Softlab (3,5%), ЦФТ (2,9%), Handy Bank (2,2%). На долю "Инверсии", "Компас+" и "Юнисаба" приходится по 1,6% рынка. На долю собственных разработок - 7,4%. Здесь изменения более значительные: по сравнению с прошлым годом существенно прибавили "Фактура.ру" и Handy Bank. А вот ЦФТ, наоборот, потерял почти половину.
Несмотря на то что около трети опрошенных банков планирует менять или развивать системы дистанционного обслуживания, большинство из них еще не определились с поставщиком. Но критерии подбора программного обеспечения вполне ясны.
Предсказуемо наиболее важной при выборе программного обеспечения для дистанционного банковского обслуживания и фронт-офиса оказалась безопасность. Следом идут функциональность и быстродействие. Средние приоритеты имеют логика работы, централизация и дизайн. А среда разработки, архитектура и используемая СУБД имеют вообще небольшое значение.

Критерии выбора решения для ДБО (слева)
и фронт-офиса (справа)
Банковский IT-аутсорсинг

Автоматизация аналитической деятельности банка

Как и раньше, лидером в области автоматизации подготовки отчетности для Банка России остается сам Банк России. Но его доля снизилась с 30 до 24%. Потерял почти процент и R-Style Softlab (14,8 против 15,7% в прошлом году). "Диасофт" и ЦФТ прибавили около процента (12,5 к 11,4% и 7,4 к 6,6%). Пока 4,8% банков продолжают использовать собственные разработки на базе промышленных СУБД. А вот доля банков, готовящих отчетность с помощью офисных пакетов, возросла с 2 до 4,5%.
При подготовке отчетности по МСФО 25,2% используют собственные разработки, 9% - программное обеспечение от R-Style Softlab, 7,5% - от "Диасофта". Доля отчетов, подготовленных аудиторами, снизилась с 18% в прошлом году до 8% - то ли доверия больше нет к аудиторам, то ли дорого.
У подавляющего числа банков (92,5%) отчетность формируется в АБС и только у 6,4% - на базе хранилища.
Как показывают результаты опроса, больше половины банков не используют для скоринга какие-либо программные продукты. Собственные разработки занимают 19,4%. Доли же разработчиков минимальны: "Инэк" (2,1%), Бюро кредитных историй (1,6%), "Юнисаб" (0,5%), "Диасофт", ЦФТ, "Инверсия", Experian, R-Style Softlab, РБС - по 0, 3%.
Анализ кредитного портфеля и учет кредитных рисков большая часть банков (25,6%) продолжает автоматизировать собственными силами, и 16,5% используют для этого офисные продукты! Еще 12% решают эту задачу с использованием основной АБС. 7,1% респондентов используют продукты от R-Style Softlab, которая опередила лидировавший в прошлом году "Диасофт" (6,3%). А "Инверсия" (5,8%) обогнала ЦФТ (4%). Учет кредитного портфеля и рисков не автоматизирован у 10% банков, а еще 5,6% - отказались ответить на этот вопрос.
Чуть снизилось количество банков, у которых не автоматизирован учет различных видов рисков: рыночных - у 23,8%, ликвидности - у 18,6%, операционных - у 20,8%. Отказались ответить 8, 7,4 и 7% соответственно. Собственные разработки используют 22,3, 24,1 и 23,7% респондентов. Не имеют отдельной системы и решают эти задачи с помощью АБС - 13,8, 15,6 и 15,5%.
Среди разработчиков хорошую динамику демонстрируют R-Style Softlab и ЦФТ. Наиболее активно для учета рыночных рисков применяются решения ИНЭК (9,5%). Существенный прирост показали R-Style Softlab (с 1,5 до 4,3%) и ЦФТ (с 2,7 до 3,5%). Остальные решения занимают менее 1% рынка. В области рисков ликвидности и операционных лидеры следующие: ИНЭК - 8,7%, "Диасофт" - 4%, ЦФТ - 4,2%, R-Style Softlab - 5,5% и ИНЭК - 8%, R-Style Softlab - 5%, ЦФТ - 4,3%, "Диасофт" - 4%, "Инверсия" - 2,9%.

30 000 одних курьеров!

По всем признакам ближайшие годы будут очень интересны с точки зрения развития банковских информационных технологий. IT-бюджеты банков растут. В этом году эксперты предсказывают увеличение на 25 - 30%. Ждем массового появления приложений для смартфонов и дальнейшей виртуализации банковского офиса. Это все понятно. Но что меня действительно интересует, сколько из тех 22,4%, которые собираются сменить АБС, действительно хотя бы запустят проекты в этом году. Ведь как ни крути, а для разработчиков именно это самый лакомый заказчик!

Планирует ли банк смену АБС в течение ближайшего года?

Банковский IT-аутсорсинг

Примечание. Обзор подготовлен на основе опроса банковских IT-специалистов, проведенного журналом "БДМ. Банки и деловой мир" совместно с ассоциацией региональных банков России в июле - декабре 2012 г. Опрашивались руководители отделов автоматизации либо кто-то из сотрудников отдела автоматизации. В банках, не имеющих таких отделов, отвечали сотрудники, компетентные в данном вопросе. Опрашивались головные конторы коммерческих банков с действующими лицензиями. Подразделения Сбербанка РФ, НКО, филиалы коммерческих банков, банки с отозванными лицензиями в опросе не участвовали. Всего в опросе приняли участие 723 банка - 71% от общего количества кредитных организаций, зарегистрированных на тот момент (878).
Мы хотели понять, какие программы используются в банках для автоматизации различных направлений деятельности, и выяснить доли рынка отдельных разработчиков средств автоматизации.
Как и прежде, в информационной структуре банка мы выделили три основных блока: автоматизация основной деятельности банка, автоматизация работы с клиентами и автоматизация аналитической деятельности банка.
Программное обеспечение, входящее в первый блок, отвечает за расчетно-кассовое обслуживание, хранение данных по клиентам и проводкам, депозитарную деятельность, учет операций с ценными бумагами, товарно-материальных ценностей, договоров, основных фондов и расчет зарплаты.
Второй блок - интерфейс работы с клиентом и автоматизация основных услуг: кредитование физических лиц, обслуживание вкладов, работы с пластиковыми картами, дистанционное банковское обслуживание как юридических, так и физических лиц. В этом году мы выясняли, предлагает ли банк своим клиентам приложения для смартфонов и мобильных платформ, а также планы по смене и развитию фронт-офисных продуктов, критерии выбора решения по ДБО, скорингу.
Третий блок отвечает за поддержку аналитической деятельности, а также подготовку отчетности по отечественным и международным стандартам. В него входят: модули бюджетирования и управленческого учета, управления рисками и формирования отчетности для Банка России и по МСФО.


.: Курс валюты :.
    17/11 18/11
    информер курса валют
    USD
    59,9898  59,6325
    EUR
    70,7040  70,3604
    БВК
    79,2414  78,7859
.: Опрос на сайте :.

    Да, плачу самый минимум
    Да, немного укрываю
    Нет, я честно плачу налоги