.: Навигация :.
Обо всем
Камеральная проверка
Выездной контроль
Прибыль
НДС
НДФЛ и изменения с 2014 года
ЕНВД и новые изменения
УСН
Налоговая выгода
Судебные споры
Новости налогообложения
Трансфертное ценообразование
Налоговику
Бухгалтеру
Nanalog.ru » Статьи » Плата за загрязнение окружающей среды предпринимателями

Плата за загрязнение окружающей среды предпринимателями



ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ИП ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖАХ: ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ

В соответствии с Законом об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. При этом в законодательстве четко выделены три категории воздействия, которые предусматривают обязанность природопользователей по уплате платежей (выбросы, сбросы и размещение). Однако, несмотря на изобилие нормативных актов в данной сфере, реализация их положений на практике (в частности, исчисление и уплата платежей за негативное воздействие на окружающую среду) зачастую вызывает вопросы. Не застрахованы от них и ИП, поскольку в силу закона они являются такими плательщиками, если их деятельность связана с природопользованием. Обо всем этом и пойдет речь в данной статье.
--------------------------------
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ.

Немного теории: понятия и нормативная база

В соответствии со ст. 22 Закона об охране окружающей среды под природопользователями понимаются юридические и физические лица. А в Приказе Госкомэкологии России от 11.02.1998 N 81 этому понятию дано следующее определение: это предприятия, организации, а также граждане РФ, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием.
Под термином "природопользование" понимается пользование природной средой (природой), которая включает совокупность компонентов природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле), природных и природно-антропогенных объектов (Порядок N 632 ).
--------------------------------
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды негативного воздействия, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632.

Как упоминалось выше, законодательство об охране окружающей среды четко выделяет три вида негативного воздействия, в результате которого возникает обязанность природопользователя по осуществлению платежей (и, соответственно, по представлению отчетности). Это выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов. Помимо этого, в Порядке N 632 названы и другие виды вредного воздействия - это шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п. Это подтверждают и контролирующие органы, которые считают, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой хозяйствующим субъектом деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера):
- в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Письмо Росприроднадзора от 05.10.2010 N СМ-06-01-31/7167);
- в результате размещения отходов (Письмо Ростехнадзора от 28.10.2008 N 14-07/6011).
ИП, предметом деятельности которых является оказание услуг, торговля товарами и иные виды деятельности, негативно воздействующие на окружающую среду, должны исполнять обязанности плательщиков в полном объеме (Письмо Ростехнадзора от 27.04.2007 N 04-09/455). Как подчеркивается в Письме Ростехнадзора от 15.05.2008 N 04-09/712, обязанность по внесению платы распространяется на ИП, фактически оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на хозяйствующих субъектов в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды (см. Постановление ФАС ВВО от 18.09.2012 N А43-16305/2011). Кроме того, за загрязнение атмосферного воздуха природопользователи платят в соответствии с положениями Закона об охране атмосферного воздуха , а за размещение отходов - в соответствии с положениями Закона об отходах .
--------------------------------
Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

О том, как исчислить и уплатить эти платежи, поговорим чуть позже, а пока считаем необходимым пояснить следующие моменты.
1. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду, обязанность по уплате которых предусмотрена Законом об охране окружающей среды, не являются налоговым сбором . Как указано в Определении КС РФ от 10.12.2002 N 284-О, по своей правовой природе эти платежи являются не налогом, а фискальным сбором. Об этом свидетельствуют и положения Бюджетного кодекса, в соответствии с которыми они отнесены в разряд неналоговых доходов (ст. ст. 51, 57, 62 БК РФ).
--------------------------------
Напомним, определение сбора для целей налогообложения дано в п. 2 ст. 8 НК РФ, а их перечень приведен в ст. ст. 13 - 15 НК РФ.

Следовательно, налоговые органы не вправе осуществлять контроль за правильностью начисления платежей за негативное воздействие на окружающую среду (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 N 16772/09). Данные платежи подлежат уплате вне зависимости от того, какой режим налогообложения применяет ИП (п. 3 ст. 346.1, п. 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 11 ст. 346.43 НК РФ), и на них не распространяются положения ст. 46 НК РФ, позволяющие взыскивать недоимку в бесспорном порядке. Иными словами, если речь заходит о платежах за негативное воздействие на окружающую среду, Налоговый кодекс следует отложить в сторону и обратиться к другим нормативным документам.
2. Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты данных платежей, в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 N 780, возложен на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Именно эта структура наделена полномочиями издавать нормативные документы (например, утверждать формы отчетности, порядок ее представления), а также вести разъяснительную работу по применению законодательства об охране окружающей среды.
Ранее (до 2010 г.) эти функции исполняла Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Тем не менее в области законодательства об охране окружающей среды до сих пор применяются нормативные акты, принятые Ростехнадзором. Заметим, данное обстоятельство играет не последнюю роль в том, что в настоящее время действующее законодательство содержит большое количество нормативных актов, так или иначе регулирующих сферу природопользования.
3. В нормативных актах об экологических платежах, принятых ранее Закона об охране окружающей среды, но действующих и сейчас (например, в Порядке N 632), используется иная терминология: в них говорится о взимании платы за загрязнение окружающей природной среды. Впоследствии терминология изменилась. И, чтобы не искажать смысл приводимых далее положений нормативных актов, в статье будут использоваться оба термина.

Стандартная схема для определения платы
и представления отчетности

Расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду (то есть за выбросы, сбросы и размещение) ИП должен производить самостоятельно (или с привлечением специализированной лицензированной организации) исходя из объемов загрязнения, связанных с его деятельностью.

Определяем нормативы

Порядком N 632 установлен порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Пунктом 2 данного документа определены два вида базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия:
- в пределах допустимых нормативов ;
- в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов) .
--------------------------------
Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Базовые нормативы платы утверждены Правительством РФ в Постановлении N 344 по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени их опасности для окружающей природной среды и здоровья населения.
--------------------------------
Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".

За сверхлимитное загрязнение окружающей среды плата вносится в пятикратном размере от ставок в пределах установленных лимитов (п. 5 Порядка N 632).
Помимо базовых нормативов для отдельных регионов и бассейнов рек дополнительно устанавливаются коэффициенты, учитывающие экологические факторы. Эти коэффициенты также указаны в Постановлении N 344. То есть дифференцированные ставки платы определяются путем умножения базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы (п. 2 Порядка N 632).
В соответствии со ст. 18 Закона об отходах ИП разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Такие нормативы служат для определения ожидаемого количества образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Порядок их разработки и утверждения установлен Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок разработки и утверждения нормативов). Как гласит п. 5 этого Порядка, проект нормативов разрабатывается в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение , а затем утверждается территориальным органом Росприроднадзора.
--------------------------------
Утверждены Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703.

Разработанные нормативы утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения предпринимателем или юридическим лицом неизменности производственного процесса и используемого сырья и представляются в территориальные органы Росприроднадзора в виде технического отчета (п. 11 Порядка разработки и утверждения нормативов). Представить данный отчет необходимо в течение 10 рабочих дней с момента окончания очередного года с даты утверждения лимитов. Если он будет представлен позже указанной даты, расчет платы за размещение отходов с момента истечения этого срока (10 рабочих дней) до момента представления отчета производится как за сверхлимитное размещение (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).
Добавим, плата за негативное воздействие на окружающую среду индексируется посредством применения индексирующих (поправочных) коэффициентов. Таких коэффициентов два и устанавливаются они ежегодно. Иными словами, при применении индексирующих коэффициентов определяющим является год, в котором установлен тот или иной норматив платы.
Первый применяется при исчислении норматива платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, утвержденного в 2003 г. Постановлением N 344. Второй - в отношении нормативов, скорректированных Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 N 410. Напомним, этим документом были изменены некоторые позиции порядка внесения платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными, а также передвижными источниками (для различных видов топлива).

К сведению. В 2013 г. к нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленным Правительством РФ в 2003 г. и в 2005 г., применяются коэффициенты соответственно 2,20 и 1,79 (ст. 3 Федерального закона N 216-ФЗ ).
--------------------------------
Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".

Итак, первым шагом ИП при исчислении размера платежей за негативное воздействие на окружающую среду является расчет (произведенный самостоятельно или с привлечением специализированной лицензированной компании) и утверждение (в установленном порядке) нормативов ожидаемого негативного воздействия. Наличие утвержденных в установленном порядке лимитов на размещение отходов обязательно. При их отсутствии плата за размещение отходов взимается как за сверхлимитное загрязнение с применением пятикратного повышающего коэффициента (Письмо Ростехнадзора от 25.07.2007 N 04-09/1001).

Определяем фактическое воздействие выбросов
на окружающую среду

Следующий шаг при определении платы - сравнение величин нормативов с фактическими данными. При этом фактический объем выбросов (сбросов), поступающих в атмосферу (от передвижных и стационарных источников) и водные объекты, определяется в соответствии с Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды . А Порядок учета в области обращения с отходами установлен Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721. Добавим, в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона об отходах ИП, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
--------------------------------
Утверждены Минприроды России 26.01.1993 (в ред. Приказа Госкомэкологии России от 15.02.2000 N 77, с изменениями, внесенными Решением ВС РФ от 13.11.2007 N ГКПИ07-1000).

В отношении транспортных средств вместо предельно допустимых нормативов устанавливаются технические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 2 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха, Постановление N 344). Эти нормативы зависят не от объема выброса загрязняющих веществ, а от вида и объема (определяется на основании первичных учетных данных) используемого топлива (Письмо Ростехнадзора от 02.08.2007 N 04-09/1037).
При превышении технических нормативов выбросов дополнительный повышающий коэффициент (5) при расчете платы не применяется. В соответствии со ст. 17 Закона об охране атмосферного воздуха запрещается эксплуатация таких транспортных средств в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 N 847.

Отчитываемся по платежам за негативное воздействие

Отчетным периодом для платы за негативное воздействие на окружающую среду является календарный квартал (Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду"). То есть ИП обязаны отчитываться ежеквартально (не позднее 20-го числа, следующего за истекшим отчетным кварталом), представляя в уполномоченный орган по контролю за внесением платежей за негативное воздействие на окружающую среду (территориальный орган Росприроднадзора) расчет по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора N 204 (далее - Порядок заполнения расчета):
- по месту нахождения каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов
- или по местонахождению плательщика в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.
--------------------------------
Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду".

Согласно п. п. 19, 20 Порядка заполнения расчета исчисление и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду плательщик производит отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям. По передвижным объектам (транспортным средствам), зарегистрированным на территории муниципального образования, плата также вносится отдельно.
Если на территории РФ у природопользователя более одной производственной территории, более одного передвижного объекта негативного воздействия или объекта размещения отходов, то расчет платы по ним включается в единый расчет (п. 5 Порядка заполнения расчета).
Осуществлять платежи в бюджет также нужно не позднее 20-го числа, следующего за истекшим отчетным кварталом (Приказ Ростехнадзора N 557).
Обобщая сказанное, отметим, что рассмотренный выше порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является общим. Он применяется в том случае, если природопользователь помимо размещения отходов в связи с осуществлением предпринимательской деятельности оказывает хотя бы еще один вид негативного воздействия на окружающую среду: выбросы в атмосферу загрязняющих веществ или сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты. В противном случае (размещая лишь отходы) ИП (как субъект малого предпринимательства, поскольку, полагаем, большинство ИП относятся именно к этой категории лиц, а скорее всего, даже к микропредприятиям ) вправе воспользоваться упрощенной схемой для представления отчетности и расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Конечно, законодательных ограничений на этот счет нет, однако совмещение общего и уведомительного порядка в представлении отчетности и расчете платежей за негативное воздействие на окружающую среду в целом данную процедуру существенно не упростит. Поэтому подобное совмещение оправданно только в том случае, если ИП хочет сэкономить на платежах за сверхлимитное размещение отходов. А такая возможность, надо признать, реально существует.
--------------------------------
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к таковым относятся (в числе прочих) физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), если средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек (для микропредприятий - до 15 человек).

Особый порядок

Пунктом 3 ст. 18 Закона об отходах установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства (включая ИП), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, могут отчитаться об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в уведомительном порядке .
--------------------------------
Возможно, в скором будущем уведомительный порядок будет распространяться на иные субъекты (помимо малого и среднего предпринимательства), осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на объектах с незначительным уровнем воздействия на окружающую среду. Об этом свидетельствуют поправки, предусмотренные законопроектом N 584587-5. Его рассмотрение Госдумой во втором чтении запланировано на весеннюю сессию 2013 г.

Суть этого порядка заключается в следующем:
1. У ИП отсутствует обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение .
--------------------------------
См. также Постановление ФАС ПО от 22.09.2011 N А55-27723/2010.

2. Для ИП лимитами на размещение отходов является количество отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности). Об этом сказано также в п. 2 Порядка разработки и утверждения нормативов. Другими словами, с момента вступления в силу названного документа (07.05.2010) плата ИП за размещение отходов в пределах показателей, представленных в отчетности, исчисляется как за размещение отходов в пределах лимитов (Письмо Ростехнадзора от 22.06.2010 N 00-07-12/3116).

К сведению. В действующем законодательстве в сфере природопользования понятие "размещение отходов" не содержится. Природопользователями и контролирующими органами оно трактуется по-разному. Так, по мнению Ростехнадзора, для целей определения плательщика платы является приоритетным вопрос определения лица, являющегося собственником отходов (Письмо от 12.02.2007 N 04-09/169). Однако в арбитражной практике есть судебные акты, в которых суды, принимая решения в пользу хозяйствующих субъектов, подчеркивают, что нормы законодательства РФ, регулирующего правоотношения в сфере природопользования, не связывают непосредственно наличие обязанности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов с правом собственности на эти отходы (см., например, Постановления ФАС УО от 22.01.2013 N Ф09-13560/12, ФАС ЦО от 26.11.2012 N А54-4401/2012, ФАС СКО от 26.12.2012 N А53-2482/2012, ФАС ЗСО от 18.07.2012 N А75-9339/2011).

В целях реализации нормы, предусмотренной п. 3 ст. 18 Закона об отходах, утвержден Порядок представления и контроля отчетности .
--------------------------------
Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утв. Приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30.

Согласно п. 4 названного Порядка отчетным периодом для ИП (как для субъектов малого предпринимательства) является календарный год. Отчетность необходимо представить до 15 января года, следующего за отчетным периодом (п. 5 названного Порядка). То есть крайний срок, когда ИП должен представить отчетность в территориальные органы Росприроднадзора, - 14 января.
В соответствии с п. 7 Порядка представления и контроля отчетности отчетность по платежам составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов. Она включает в себя:
- общие сведения об отчитывающемся субъекте (Ф.И.О. предпринимателя, место нахождения (жительства), телефон, ОКАТО и другие сведения);
- баланс масс (в тоннах) образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, размещенных отходов за отчетный год. Приводится по каждому виду отходов с указанием его наименования, кода по Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Минприроды России от 02.12.2002 N 786;
- сведения о юридических лицах и предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы (например, наименования юридических лиц (Ф.И.О. предпринимателей), место нахождения (место жительства), дата выдачи и номер документа, подтверждающего наличие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов);
- приложения. В качестве приложений могут выступать копии договоров на передачу отходов другим юридическим лицам и предпринимателям за отчетный период, копии актов приема-передачи отходов по указанным договорам (п. п. 8 - 12 Порядка представления и контроля отчетности).
Отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у ИП, а второй вместе с электронной версией отчетности на магнитном носителе представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора (п. 6 Порядка представления и контроля отчетности). То есть отчетность в любом случае нужно составлять как на бумажном, так и на магнитном носителе.
Поскольку отчетным периодом согласно Порядку представления и контроля отчетности является календарный год, то и платеж за негативное воздействие на окружающую среду должен производиться раз в год. Отметим, прямо в Порядке представления и контроля отчетности об этом не говорится, но ведь иное едва ли возможно, поскольку платеж в силу п. 1 Приказа Ростехнадзора N 557 вносится не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, и для ИП (как для субъектов малого предпринимательства) исключения в нем не сделано.
--------------------------------
Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков платы за негативное воздействие на окружающую среду".

Ответственность - по КоАП РФ

За неуплату (или несвоевременную уплату) платежей за негативное воздействие на окружающую среду (несмотря на то что они не являются налоговыми), а также за непредставление (или несвоевременное представление) отчетности предусмотрены штрафные санкции, причем размер их довольно внушителен.
Так, за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду ст. 8.41 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
Если ИП не представляет отчетность в установленный срок, к нему может быть применена административная ответственность, предусмотренная ст. 8.2 КоАП РФ (Письмо Росприроднадзора от 07.12.2011 N ОД-06-01-32/15903). Согласно названной норме несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировке, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления влечет наложение штрафа в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
Взамен штрафа в отношении предпринимателей может быть применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Помимо этого на природопользователя в силу ст. 8.5 КоАП РФ могут быть наложены санкции за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или ином вредном воздействии на окружающую среду и природные ресурсы. Размер штрафа в этом случае составит от 10 тыс. до 20 тыс. руб.
Одним из факторов загрязнения окружающей среды является автомобиль. Автомобиль для предпринимателя очень важен для предпринимательской деятельности. А если вы осуществляете свою деятельность в Уфе, то предлагаем вам выбрать для себя авто в Уфе по доступным ценам. Выбирайте не слишком старый авто, тогда негативное воздействие на окружающую среду будет минимальным.


.: Курс валюты :.
    17/11 18/11
    информер курса валют
    USD
    59,9898  59,6325
    EUR
    70,7040  70,3604
    БВК
    79,2414  78,7859
.: Опрос на сайте :.

    Да, плачу самый минимум
    Да, немного укрываю
    Нет, я честно плачу налоги