.: Навигация :.
Обо всем
Камеральная проверка
Выездной контроль
Прибыль
НДС
НДФЛ и изменения с 2014 года
ЕНВД и новые изменения
УСН
Налоговая выгода
Судебные споры
Новости налогообложения
Трансфертное ценообразование
Налоговику
Бухгалтеру
Nanalog.ru » Финансы и Банки » Уведомление о контролируемых сделках между банками

Уведомление о контролируемых сделках между банками



ИНФОРМАЦИЯ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛКАХ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Как формировать данные, которые кредитные организации должны указывать в уведомлении о контролируемых сделках? Отвечая на этот вопрос, рассмотрим принципы определения круга взаимозависимых и приравненных к ним лиц, в том числе включение в него дочерних организаций, составления перечня сделок, подлежащих дополнительному и особому контролю, а также перечня налогов, подлежащих дополнительному контролю.

Установление круга взаимозависимых и приравненных к ним лиц

Первое, что должны предпринять кредитные организации, составляя уведомление о контролируемых сделках (ст. 105.16 НК РФ), - это, безусловно, определить взаимозависимых и приравненных к ним лиц? Поиск этих контрагентов обусловлен двумя факторами:
- в соответствии с п. 1 ст. 105.16 НК РФ кредитные организации, как и другие налогоплательщики, обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ;
- в соответствии с п. 1 ст. 105.17 НК РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, проводится проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Таким образом, в соответствии с требованиями налогового законодательства кредитные организации должны выделить подобные сделки в отдельную категорию и осуществлять за ними контроль.
Сначала необходимо определить круг (перечень) организаций (сделок), подпадающих под контроль. Условно можно выделить два основных варианта отнесения контрагентов (сделок) к взаимозависимым лицам (контролируемым сделкам):
1. Сделки со взаимозависимыми лицами.
2. Сделки, приравненные к сделкам со взаимозависимыми лицами.
Взаимозависимыми лицами в соответствии с п. 2 ст. 105.1 НК РФ признаются:
1) организации, в случае если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%;
2) физическое лицо и организация, в случае если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25%;
3) организации, в случае если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;
4) организация и лицо (в т.ч. физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ, имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации);
5) организации, единоличные исполнительные органы либо не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);
6) организации, в которых более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно со взаимозависимыми лицами, указанными в пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ;
7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
9) организации и (или) физические лица, в случае если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%;
10) физические лица, в случае если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в т.ч. усыновители), дети (в т.ч. усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.
Таким образом, законодателем определены четкие критерии отнесения контрагентов к взаимозависимым лицам. Однако кредитная организация, осуществляя признание лиц взаимозависимыми, должна руководствоваться не только вышеуказанными критериями, но и основным критерием взаимозависимости, указанным в п. 1 ст. 105.1 НК РФ: если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения. Представители Минфина России и ФНС России особо обращают внимание на этот факт. Безусловно, в ходе проверок, в том числе кредитных организаций, налоговые органы будут рассматривать различные варианты признания сделок взаимозависимыми, в том числе и возможность влияния на условия и финансовый результат сделки, которая не была признана контролируемой.
К сделкам со взаимозависимыми лицами в соответствии с требованиями п. 1 ст. 105.14 НК РФ приравниваются и следующие:
1) совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом). Указанная совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:
- не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
- не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
2) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
3) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Минфином России в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ. Если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенной в перечень, указанный выше, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.
Таким образом, кредитная организация должна составить постоянно актуализируемый список взаимозависимых лиц и сделок, приравненных к сделкам со взаимозависимыми лицами. До вступления в силу Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Закон N 227-ФЗ) кредитные организации обобщали подобную информацию для целей отчетности в соответствии с МСФО и для нужд Банка России. С вступлением в силу Закона N 227-ФЗ потребовался более детальный анализ и иных категорий сделок (приравненных к сделкам со взаимозависимыми лицами).

Оценка дочерних банков в целях включения
в список взаимозависимых лиц

При определении списка взаимозависимых лиц наибольшие сложности связаны с определением полного списка иностранных кредитных организаций, которые представлены на российском рынке своими "дочками". В данном случае российским дочерним банкам необходимо располагать информацией обо всех организациях, входящих в соответствующую корпорацию, доля участия в которых составляет более определенного ст. 105.1 НК РФ процента или в состав исполнительного органа которых входит более определенного ст. 105.1 НК РФ количества участников, а также по иным основаниям, предусмотренным ст. 105.1 НК РФ.
Рассмотрим порядок определения доли участия одной организации в другой. В соответствии с требованиями ст. 105.2 НК РФ, которой установлено, что доля участия одной организации в другой организации определяется как сумма выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия одной организации в другой организации. При этом долей прямого участия одной организации в другой признается непосредственно принадлежащая одной организации доля голосующих акций другой организации или непосредственно принадлежащая одной организации доля в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации, а в случае невозможности определения таких долей - непосредственно принадлежащая одной организации доля, определяемая пропорционально количеству участников в другой организации.
В отличие от прямого доля косвенного участия определяется по следующему более сложному алгоритму:
1) определяются все последовательности участия одной организации в другой через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;
2) определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;
3) суммируются произведения долей прямого участия одной организации в другой организации через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей.
При определении доли участия кредитные организации должны учитывать разъяснения Минфина России от 04.07.2012 N 03-01-18/5-87, в соответствии с которыми суммирование произведений долей прямого участия осуществляется в случае, когда определено несколько независимых последовательностей участия одной организации в другой через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей.
Рассмотрим порядок расчета доли косвенного участия одной организации в другой на примере. Для этого условно разделим участие в других организациях на две группы: последовательное участие и параллельное.

Пример 1. При последовательном участии структура участия одной организации выглядит следующим образом: организация А участвует в организации Б (доля участия - 63%), организация Б участвует в организации В (доля участия - 82%) (рис. 1).

Схема последовательного участия

┌─────────────────┐ 63% ┌─────────────────┐ 82% ┌─────────────────┐
│ Организация А ├────────>│ Организация Б ├────────>│ Организация В │
└─────────────────┘ └─────────────────┘ └─────────────────┘

Рисунок 1

При последовательном участии одной организации в другой доля участия организации А в организации В будет рассчитана следующим образом:
63% x 82% = 51,66%.

Пример 2. При параллельном участии одной организации схема выглядит следующим образом (в рассматриваемом примере даны только два параллельных направления, но возможно и больше): организация А участвует в организации Б (доля участия - 72%), организация Б участвует в организации В (доля участия - 61%), организация В участвует в организации Г (доля участия - 73%), организация Г участвует в организации Д (доля участия - 51%). Кроме того, организация А участвует в организации Е (доля участия - 60%), организация Е участвует в организации Ж (доля участия - 35%), организация Ж участвует в организации З (доля участия - 28%), организация З участвует в организации Д (доля участия - 17%) (рис. 2).

Схема параллельного участия

┌─────────────────┐ 72% ┌─────────────────┐ 60% ┌─────────────────┐
│ Организация Б ││ Организация Е │
└────────┬────────┘ └─────────────────┘ └────────┬────────┘
61% │ │ 35%
\│/ \│/
┌─────────────────┐ ┌─────────────────┐
│ Организация В │ │ Организация Ж │
└────────┬────────┘ └────────┬────────┘
73% │ │ 28%
\│/ \│/
┌─────────────────┐ 51% ┌─────────────────┐ 17% ┌─────────────────┐
│ Организация Г ├────────>│ Организация Д │<────────┤ Организация З │
└─────────────────┘ └─────────────────┘ └─────────────────┘

Рисунок 2

Определим долю косвенного участия организации А в организации Д при параллельном участии:
(72% x 61% x 73% x 51%) + (60% x 35% x 28% x 17%) = 17,35%.

Определив соответствующие доли участия, кредитная организация может на основании требований ст. 105.1 НК РФ определить список взаимозависимых лиц. Он должен постоянно обновляться в зависимости от изменения соответствующих показателей.

Перечень сделок и налогов,
подлежащих дополнительному контролю

Определив список взаимозависимых лиц, кредитная организация должна определить перечень сделок, которые также подлежат дополнительному контролю в рамках трансфертного ценообразования. Наиболее прозрачными для налоговых органов, безусловно, являются сделки кредитных организаций с резидентами офшорных зон, более сложными для контроля являются сделки с участием посредников. Учитывая это, кредитные организации стали выстраивать соответствующую систему контроля по трансфертному ценообразованию.
После определения круга взаимозависимых лиц и перечня контролируемых сделок кредитные организации должны также определить, какие налоги подлежат дополнительному контролю в рамках трансфертного ценообразования (а не в рамках выездных и камеральных проверок). Чтобы перейти к этому вопросу, рассмотрим основные принципы и цели трансфертного ценообразования в России в сравнении с западными подходами.

Принцип "вытянутой руки"

Трансфертное ценообразование за рубежом основывается на принципе "вытянутой руки", который установлен в Руководстве "О трансфертном ценообразовании для транснациональных корпораций и налоговых органов" Организации по экономическому сотрудничеству и развитию. Принцип заключается в том, что любая сделка, заключенная со взаимозависимым лицом, должна быть пересчитана для целей налогообложения так, как будто она совершалась с независимым лицом на рыночных условиях. Таким образом, все сделки, совершенные со взаимозависимыми лицами, контролируются на соответствие рыночному уровню применяемых в них цен.
Российское трансфертное ценообразование строилось на основе зарубежного опыта с учетом Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию. Положения о трансфертном ценообразовании установлены ст. 105.3 НК РФ, и в соответствии с ними, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица. Данный принцип в основном соответствует принципу "вытянутой руки", который используется ОЭСР.
Учет для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ (за исключением случаев, когда налогоплательщик применяет симметричную корректировку в соответствии с НК РФ). Российское налоговое законодательство предусматривает, что сделки, сторонами которых являются невзаимосвязанные лица, признаются заключенными на рыночных условиях и цены, применяемые в таких сделках, считаются рыночными. При этом налоговым органом (ФНС), уполномоченным осуществлять контроль за сделками, заключаемыми между взаимозависимыми лицами, применяются методы, установленные НК РФ, которые позволяют определить сумму доходов кредитной организации в сделке между взаимозависимыми лицами, если подобная сделка была заключена не на рыночных условиях (не на условиях заключения сделок со сторонними контрагентами), то есть часть доходов была недополучена.

Рыночная цена сделки

Цена, примененная в сделке между взаимозависимыми лицами, признается для целей налогообложения рыночной, если кредитная организация произвела самостоятельную корректировку или если в ходе проверки соответствующий уполномоченный налоговый орган не доказал иного. Корректировки, самостоятельно проводимые кредитными организациями, в связи с применением в сделках между взаимозависимыми лицами цен, не соответствующих рыночному уровню, которые приводят к занижению налогооблагаемой базы и, соответственно, сумм налога, могут производиться одновременно с подачей налоговой декларации по налогу на прибыль за налоговый период. Таким образом, законодатель фактически ввел льготный период в течение всех отчетных периодов: до даты сдачи декларации по итогам соответствующего налогового периода (года) кредитная организация может применять для целей налогообложения реальные цены сделок. Это подтверждается п. 7 ст. 105.3 НК РФ, в соответствии с которым для целей исчисления налогов (авансовых платежей) по итогам налоговых периодов (отчетных периодов), заканчивающихся в течение календарного года, налогоплательщик вправе использовать цены в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, фактически примененные в таких сделках.
Следует отметить, что корректировки по НДС в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 105.3 НК РФ, отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, представляемых одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций.
Еще одним плюсом самостоятельного доначисления кредитной организацией в установленные сроки налога и отражения рыночной цены в сделке между взаимозависимыми лицами является тот факт, что пени не начисляются. В соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ сумма недоимки, выявленной налогоплательщиком самостоятельно по результатам произведенной корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций за соответствующий налоговый период. При этом за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор в области налогов и сборов, проверяется полнота исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, НДФЛ, уплачиваемого в соответствии со ст. 227 НК РФ, НДС, но только в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком НДС или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС. И если налоговым органом в ходе налоговых проверок выявлено занижение налогооблагаемой базы по перечисленным налогам, осуществляется корректировка налогооблагаемой базы. При взаимодействии с налоговыми органами в ходе подобного рода проверок кредитным организациям необходимо учитывать, что сделки, заключенные ею в ходе биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, признаются рыночными для целей налогового законодательства и цена признается рыночной для целей налогообложения. Кроме того, если банк заключил сделку, по которой в соответствии с законодательством Российской Федерации при ее совершении проведение оценки является обязательным, стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, является основанием для определения рыночной цены для целей налогообложения. Таким образом, если кредитная организация осуществляет сделки на бирже в соответствии с законодательством или если заключаемые сделки требуют оценки в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности, кредитная организация находится в наиболее благоприятной ситуации с точки зрения защиты своих интересов в ходе проверки.
Существует и еще одна гарантированная ситуация, при которой кредитная организация может не волноваться в ходе проверки сделки, - если цена, примененная кредитной организацией в сделке, определена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным в соответствии с гл. 14.6 НК РФ.
Пунктом 12 ст. 105.3 НК РФ установлено, что если главами части второй НК РФ, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, установлены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения, то применяются правила части второй НК РФ.
Таким образом, сделки по купле-продаже ценных бумаг, цены по которым для целей налогообложения регулируются в соответствии со ст. 280 НК РФ, принимаются в целях трансфертного ценообразования с учетом ограничений (по цене приобретения и цене реализации), установленных ст. 280 НК РФ. Цены по финансовым инструментам срочных сделок принимаются для целей трансфертного ценообразования с учетом ограничений, установленных ст. ст. 301 - 305 НК РФ. Расходы в виде процентов по сделкам по привлечению денежных средств принимаются для целей трансфертного ценообразования с учетом ограничений, установленных ст. 269 НК РФ.

Сделки, подпадающие под особый контроль

На следующем этапе из всей выборки сделок, осуществляемых со взаимозависимыми лицами и приравненных к ним, кредитные организации выделяют те, которые имеют особый порядок контроля (определения для целей налогообложения) цен в соответствии с требованиями части второй НК РФ. Вначале рассмотрим сделки, контроль за которыми установлен в рамках трансфертного ценообразования, но при этом в гл. 25 НК РФ особого порядка определения по ним нет. Для целей трансфертного ценообразования ст. 105.7 НК РФ предусмотрено, что кредитные организации, как и другие налогоплательщики, могут использовать пять основных методов определения для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица: метод сопоставимых рыночных цен; метод цены последующей реализации; затратный метод; метод сопоставимой рентабельности; метод распределения прибыли. Налоговое законодательство устанавливает, что эти пять методов налоговые органы используют в рамках контрольных мероприятий по трансфертному ценообразованию. Также допускается комбинация двух и более методов.
Налоговым законодательством установлено, что метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения соответствия примененных в сделках цен рыночным ценам. Метод сопоставимых рыночных цен используется для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене при наличии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги), а также при наличии достаточной информации о такой сделке. Особо следует отметить, что для применения метода сопоставимых рыночных цен в целях определения соответствия цены, примененной налогоплательщиком в контролируемой сделке, в качестве сопоставляемой можно использовать сделку, совершенную кредитной организацией с лицами, не являющимися взаимозависимыми с кредитной организацией, при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой сделкой.
Таким образом, кредитная организация, используя первый приоритетный метод - метод сопоставимых рыночных цен, сначала должна найти соответствующие сопоставимые сделки и доказать их сопоставимость. При этом необходимо выявить подобные сопоставимые сделки для соответствующего вида таких сделок или совокупности таких сделок - с одной или несколькими сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица. Также необходимо провести анализ сделок и доказать, что выбранные кредитной организацией сделки действительно являются сопоставимыми с контролируемой сделкой. Проводя подобного рода анализ, банк должен руководствоваться основными требованиями ст. 105.5 НК РФ о том, что сопоставимыми признаются сделки, если они совершаются в одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях с анализируемой (контролируемой) сделкой.
Если коммерческие и (или) финансовые условия сопоставляемых сделок отличаются от коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки, такие сделки могут быть признаны сопоставимыми с анализируемой сделкой, если различия между указанными условиями не оказывают существенного влияния на результаты или если такие различия могут быть учтены с помощью применения для целей налогообложения корректировок к условиям и (или) результатам сопоставляемых сделок или анализируемой сделки. Даже если кредитная организация не может найти полностью сопоставимые сделки, она может признать таковыми не полностью идентичные, применив корректировку. Пока у кредитных организаций нет положительной (прошедшей проверку) практики применения корректировок, но они пытаются разработать систему, позволяющую проводить подобного рода корректировки.

Выводы

Уведомления о контролируемых сделках впервые должны быть представлены кредитными организациями в налоговые органы в срок до 20 мая 2013 г. (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Получив уведомление о контролируемых сделках от кредитной организации, налоговые органы начнут анализировать полученную информацию, то есть впервые будут работать с такими данными налогоплательщиков, не считая документации, представленной ранее для заключения соглашений о ценообразовании. К слову, на момент подготовки данного материала автору не известно ни одного факта заключения между кредитными организациями и ФНС России соглашения о ценообразовании.
В настоящее время налогоплательщики сталкиваются с серьезными сложностями по формированию уведомлений, и зачастую они связаны не только с вопросами по заполнению формы, но и с большим объемом информации. Особенно это затрагивает организации сырьевого сектора, у которых количество сделок (а значит, и разделов в уведомлении) исчисляется тысячами. В связи с этим и многими другими вопросами, возникающими у налогоплательщиков, по сведениям из неофициальных источников, Минфином России совместно с ФНС России рассматривается вопрос о новом переносе срока подачи уведомлений (в частности, речь идет о сентябре 2013 г.). Однако эта информация официально пока не подтверждена и не нашла отражения в нормативных документах.

Мощное серверное оборудование colo для банков обеспечит высокую скорость обработки данных. Все данные хранятся на удаленном оборудовании, это означает, что такой сервер будет безопасен для хранения ваших данных, составляющих банковскую тайну.


.: Курс валюты :.
    15/12 16/12
    информер курса валют
    USD
    58,7082  58,8987
    EUR
    69,4048  69,4298
    БВК
    77,7338  77,7977
.: Опрос на сайте :.

    Да, плачу самый минимум
    Да, немного укрываю
    Нет, я честно плачу налоги