.: Навигация :.
Обо всем
Камеральная проверка
Выездной контроль
Прибыль
НДС
НДФЛ и изменения с 2014 года
ЕНВД и новые изменения
УСН
Налоговая выгода
Судебные споры
Новости налогообложения
Трансфертное ценообразование
Налоговику
Бухгалтеру
Nanalog.ru » Статьи » Возврат налога при излишней уплате

Возврат налога при излишней уплате



ОСОБЕННОСТИ ВОЗВРАТА ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОГО НАЛОГА

Налогоплательщики, наверное, обратили внимание, что на официальном сайте ФНС (www.nalog.ru) представлены многочисленные электронные сервисы. В целях своевременного исполнения обязанности по уплате налога или сбора юридические лица могут воспользоваться следующими электронными сервисами:
- "Заполнить платежное поручение". Сервис поможет налогоплательщикам заполнить платежное поручение, подготовить платежные документы на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ в электронном виде (раздел "Электронные услуги");
- "Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции". Сервис позволит узнать номер, адрес и платежные реквизиты налоговой инспекции по адресу налогоплательщика (раздел "Электронные услуги");
- "Уплата госпошлины". Сервис поможет подготовить платежные документы на перечисление госпошлины (раздел "Электронные услуги");
- "Коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации на 2013 год". Сервис позволит уточнить коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации на 2013 г. (в разделе "Налоговая отчетность") и др.
Указанные электронные сервисы представляют собой удобные бесплатные инструменты, помогающие налогоплательщикам правильно и своевременно перечислить налоги, пени, штрафы. При этом следует отметить, что сервисы всегда актуальны на текущую дату. Таким образом, ФНС прикладывает немалые усилия, чтобы платить налоги было легко и удобно.
Иначе обстоит дело с возвратом излишне уплаченных (взысканных) налогов. Отметим, что процедура возврата переплаты по налогу, предусмотренная ст. 78 НК РФ, в 2012 г. претерпела изменения лишь в части предоставленной налогоплательщикам возможности направить соответствующее заявление в электронной форме (с усиленной квалифицированной электронной подписью) по ТКС. Остановимся более подробно на особенностях процедуры возврата и зачета излишне уплаченного налога.

Порядок зачета или возврата излишне уплаченного налога

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. В силу пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат и зачет сумм излишне уплаченных налогов в порядке, предусмотренном НК РФ.
В соответствии со ст. 78 НК РФ суммы излишне уплаченного налога могут быть:
- зачтены в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам (на основании заявления налогоплательщика или акта совместной сверки ) или в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам (производится налоговыми органами самостоятельно ). При этом зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (п. 1 ст. 78 НК РФ);
- возвращены (по письменному заявлению налогоплательщика) в течение одного месяца со дня получения налоговым органом соответствующего заявления (абз. 1 п. 6 ст. 78 НК РФ). Следует отметить, что в силу п. 6 ст. 78 НК РФ возврат излишне уплаченного налога при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). Таким образом, нельзя зачесть, например, переплату по НДС в счет уплаты транспортного налога или полностью вернуть переплату по налогу на прибыль, если есть недоимка по НДС, и т.д.
--------------------------------
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (абз. 2 п. 4 ст. 78 НК РФ).
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда (абз. 2 п. 5 ст. 78 НК РФ).

Какие суммы налога в понимании НК РФ
являются излишне уплаченными?

Положениями НК РФ данное понятие не определено. Суды при рассмотрении дел о зачете и возврате излишне уплаченных сумм, применяя нормы НК РФ, в частности положения ст. ст. 45 и 78 НК РФ, учитывают основания, по которым уплата налога признается излишней. В этом случае могут быть сопоставлены суммы, указанные в платежных поручениях налогоплательщика с данными налоговой декларации и др. (см. Постановление ФАС МО от 15.07.2011 N КА-А40/7353-11). Данная позиция основана на выводах Президиума ВАС, содержащихся в Постановлении от 28.02.2006 N 11074/05. По мнению Президиума ВАС, излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды. Право на зачет или возврат излишне уплаченного налога должно подтверждаться определенными доказательствами, например:
- платежными поручениями налогоплательщика;
- инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа;
- информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.
Таким образом, с учетом выводов Президиума ВАС, сделанных в Постановлении от 28.02.2006 N 11074/05, наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.

Особенности зачета или возврата в случае,
когда факт излишней уплаты налога выявил налоговый орган

Налоговый орган факт излишней уплаты налога и сумму излишне уплаченного налога выявляет при проведении сверки расчетов в карточке расчетов данного налогоплательщика с бюджетом. Периодичность проведения такой сверки НК РФ не установлена. В силу п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем ему известным факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение десяти дней со дня его обнаружения. Положениями НК РФ не предусмотрена ответственность налогового органа за неизвещение налогоплательщика о возникшей переплате, но налоговая инспекция заинтересована в исполнении данной процедуры. Не известив надлежащим образом налогоплательщика о возникновении переплаты, налоговый орган тем самым способствует увеличению срока, в течение которого налогоплательщик вправе обратиться с соответствующим заявлением о зачете или возврате налога.
--------------------------------
Форма извещения налоговым органом об обнаружении факта излишней уплаты (излишнего взыскания) налога (сбора, пени, штрафа) по состоянию на определенную дату утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@ "О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам".

Следует учесть, что, зафиксировав в извещении, направленном налогоплательщику, факт выявления переплаты и сумму излишне уплаченного налога, налоговый орган не обязан осуществить зачет или вернуть переплату. В данном случае налогоплательщик решает, воспользуется он своим правом на зачет или возврат излишне уплаченного налога или нет.
Излишне уплаченная сумма налога может быть выявлена налогоплательщиком в случае, когда произошла техническая ошибка. Также переплата может возникнуть, если налогоплательщик некорректно заполнил реквизиты платежа, например в платежном поручении указал неверный КБК или в карточке лицевого счета некорректно отразил налоговые обязательства. Расхождения также могут быть обусловлены неверным отражением данных, переданных из налогового органа, в котором налогоплательщик состоял на учете ранее, и т.д.
Реализовать свое право на зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам или возврат налога налогоплательщик может, представив в налоговый орган соответствующее заявление в письменной или электронной форме (с усиленной квалифицированной электронной подписью) по телекоммуникационным каналам связи. Как правило, в данной ситуации проблем с осуществлением зачета или возврата переплаты при отсутствии недоимки по другим налогам не возникает.

К сведению. Форма заявления на зачет или возврат излишне уплаченного налога на момент подготовки материала не утверждена. Налогоплательщик вправе направить заявление в произвольной форме с соблюдением условий проведения зачета или возврата, установленных ст. 78 НК РФ.
Федеральным законом от 29.06.2012 N 97-ФЗ, вступившим в силу с 01.08.2012, в п. п. 4 и 6 ст. 78 НК РФ была внесена поправка, устанавливающая право налогоплательщика представить заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога в электронном виде. Форматы указанных заявлений и порядок их представления на момент подготовки материала также не утверждены. До того как соответствующие документы будут приняты, налогоплательщики могут отправить вложением к письму нужный документ, но такую отправку обязательно необходимо будет согласовать с сотрудником налоговой инспекции.

Особенности зачета или возврата в случае,
когда факт излишней уплаты налога выявил налогоплательщик

Налогоплательщик заинтересован в скорейшем проведении зачета или возврата в целях своевременного исполнения обязанности по уплате других налогов, не отвлекая дополнительные денежные средства из оборота. При этом следует учесть, что в силу пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня вынесения налоговым органом решения о зачете излишне уплаченных сумм или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.
Сложнее реализовать право на зачет или возврат излишне уплаченного налога, если переплата образовалась в предыдущих налоговых периодах. Во-первых, следует учитывать, что в силу п. 7 ст. 78 НК РФ ограничен срок подачи заявления о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога. Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Если данный срок истек, налоговая инспекция откажет налогоплательщику в проведении зачета или возврата налога. В случае когда налоговый орган отказывает в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней, налогоплательщик вправе обратиться в суд с соответствующим иском. Одновременно налогоплательщик согласно ст. 138 НК РФ вправе подать жалобу на решение налогового органа об отказе в зачете или возврате излишне уплаченного налога, тем самым сделав попытку урегулировать спор в досудебном порядке.
Согласно выводам правоприменительной практики в ситуации, когда налоговый орган отказывает в проведении зачета или возврата переплаты налога, подлежат применению общие правила исчисления срока исковой давности, то есть иск может быть заявлен в пределах общего срока исковой давности, который начинается с даты, когда плательщик узнал о нарушении своего имущественного права (о переплате налога), и до обращения с требованием в арбитражный суд . При этом следует учесть выводы ФАС ДВО, сделанные в Постановлении от 24.07.2012 N Ф03-2710/2012. Из материалов дела следовало, что налогоплательщик направил в адрес налогового органа письмо от 20.06.2011, согласно которому были запрошены балансы расчетов по налогам, пеням, штрафам по состоянию на 01.01.2009, 01.01.2010, 01.01.2011. Согласно представленным налоговым органом документам, полученным налогоплательщиком 02.07.2011, у налогоплательщика числилась переплата по НДПИ, в связи с чем в письме от 12.07.2011 он запросил у налогового органа подробный расчет возникновения переплаты с указанием даты, суммы, периода возникновения у общества обязательств по начислению и уплате НДПИ. Письмом от 14.07.2011 инспекция направила ответ и представила запрошенные документы, обосновав причины переплаты, образовавшейся в 2005 - 2006 гг. Таким образом, об имеющейся переплате обществу стало известно лишь с даты получения баланса расчетов, то есть 02.07.2011. По мнению судей, трехлетний срок на обращение в суд за взысканием имеющейся переплаты по налогу обществом не был пропущен, так как налоговый орган не известил налогоплательщика об имеющейся переплате налога.
--------------------------------
Пункт 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", Определение КС РФ от 21.06.2001 N 173-О, Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 N 6219/06.

Но, даже если срок для подачи заявления не истек, в данной ситуации велика вероятность того, что налоговый орган откажет в зачете или возврате налога, так как переплата по выписке лицевого счета на дату подачи заявления может отсутствовать. В этом случае основанием для подтверждения переплаты будет акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, подписанный обеими сторонами без расхождений на определенную дату, в котором отражены суммы переплаты.
Если налогоплательщик самостоятельно выявил сумму излишне уплаченного налога и сообщил об этом в установленном порядке, налоговый орган проводит проверку излишне уплаченных сумм. Перед принятием решения о зачете (возврате) излишне уплаченных налоговых платежей налоговый орган обязан проконтролировать соблюдение условий, установленных НК РФ (п. 1.2 Методических рекомендаций ), в частности:
- суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей фактически зачислены на счета по учету доходов бюджетов (внебюджетных фондов);
- при принятии решения о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей отсутствует задолженность по налогам, пеням, штрафам соответствующего вида налогов и сборов;
- решение о зачете принимается в отношении излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей, направляемых на погашение задолженности налогоплательщика по налоговым платежам соответствующего вида налогов и сборов;
- обеспечено соответствие принятия налоговым органом решения о зачете переплаты по налоговым платежам юридического лица как налогоплательщика в погашение задолженности этого же юридического лица как налогоплательщика;
- факт излишнего взыскания налога (сбора) подтвержден документами, что суммы денежных средств, фактически взысканные налоговым органом, превышают сумму налога (сбора), подлежащую уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
- факт наличия сумм налога, подлежащих возмещению путем зачета и (или) возврата, подтвержден в соответствии с нормами гл. 21 и 22 НК РФ решением налогового органа, решением вышестоящего налогового органа либо решением суда, вступившим в законную силу.
--------------------------------
Методические рекомендации по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам, утв. Приказом ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@ и действуют с 25.12.2008.

Акт совместной сверки - основание для возврата переплаты?

В силу п. 3 ст. 78 НК РФ в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. В интересах налогоплательщика проводить сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам следует по мере того, насколько это необходимо данному налогоплательщику. Если организация применяет "упрощенку", возможно проведение сверки один раз в год перед составлением декларации по УСНО. Если организация уплачивает налог на прибыль и НДС ежемесячно, целесообразно проводить сверку не реже одного раза в квартал.
Формат представления сведений ответа на запрос "Акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам" при информационном обслуживании и информировании налоговыми органами налогоплательщиков в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом ФНС России от 19.01.2011 N ММВ-7-6/22@. Получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи позволяет налогоплательщикам оперативно выявлять все расхождения с данными налогового органа.
--------------------------------
Порядок передачи акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи установлен Приказом ФНС России от 29.12.2010 N ММВ-7-8/781@.

К сведению. В электронном виде также можно направлять следующие запросы:
- запрос по справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
- запрос по выписке операций по расчетам с бюджетом;
- запрос по перечню налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности.

На основании представленного налогоплательщиком соответствующего заявления или подписанного сторонами акта совместной сверки налогов налоговый орган обязан в установленный срок принять решение, предусмотренное абз. 2 п. 4 и абз. 1 п. 8 ст. 78 НК РФ.
По мнению судей ФАС ЗСО, акт совместной сверки является одним из оснований для возврата (зачета) налогоплательщику сумм излишне уплаченных налогов (см. Постановление от 14.09.2012 N А46-20/2012). Налогоплательщик, которому налоговый орган отказал в осуществлении зачета по причине отсутствия у данного налогоплательщика переплаты по карточке лицевого счета, подтвердил право на зачет спорных сумм, представив следующие документы:
- акт совместной сверки взаимных расчетов, составленный и подписанный с налоговой инспекцией, в которой числилась переплата;
- налоговые декларации по налогу на прибыль;
- платежные документы об уплате налога на прибыль;
- акт и решение по выездной налоговой проверке;
- обобщающие таблицы о платежах по налогу на прибыль в бюджет.
Налоговая инспекция в своих доказательствах об отсутствии у налогоплательщика переплаты ссылалась на выписку по карточке его лицевого счета. При этом суд указал, что такие выписки носят односторонний характер, являются внутренними документами налогового органа и в отсутствие иных документов, подтверждающих недоимку у налогоплательщика, не отражают объективного состояния расчетов налогоплательщика с бюджетом.
В выписке по карточке лицевого счета налоговая инспекция без проведения налоговой проверки (выездной, камеральной) и вынесения решения по ее результатам произвела корректирующие записи в лицевом счете налогоплательщика, ссылаясь на наличие у общества ошибки в налоговой декларации в виде завышения суммы авансовых платежей, в результате чего была увеличена сумма переплаты по данным лицевого счета, и посчитала, что тем самым выявила недоимку. В этом случае ФАС ЗСО указал, что недопустимы корректировки налоговых обязательств налогоплательщика путем изменения таковых (обязательств) в лицевом счете без проведения соответствующих контрольных мероприятий в установленном законом порядке. Налоговый орган имеет право делать выводы о неверном исчислении налогоплательщиком сумм налога, равно как корректировать налоговые обязательства налогоплательщика лишь по результатам налоговых проверок (камеральных или выездных).
Следует отметить, что акт сверки при отсутствии иных первичных документов, подтверждающих излишнюю уплату налогов, не может являться достаточным доказательством поступления излишне уплаченных сумм налогов в соответствующий бюджет (см. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.12.2011 N А40-103544/11-75-426).

Срок возврата излишне уплаченного налога.
Ответственность налогового органа
за нарушение срока возврата

Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан осуществить возврат излишне уплаченного налога в течение одного месяца со дня получения налоговым органом соответствующего заявления. Если налоговый орган нарушил установленный срок возврата излишне уплаченного налога, п. 10 названной статьи предусматривается его обязанность начислить на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата. Если налоговый орган нарушил срок возврата излишне уплаченного налога, при исчислении процентов налогоплательщику следует учитывать следующие моменты:
- при начислении процентов на сумму излишне уплаченного (взысканного) налога не учитывается день фактического возврата соответствующей суммы налогоплательщику (Письмо Минфина России от 14.01.2013 N 03-02-07/1-7);
- процентная ставка принимается равной ставке Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ);
- при расчете процентов, указанных в п. 10 ст. 78 НК РФ, используется число дней в году, равное 360 (Письмо Минфина России от 14.01.2013 N 03-02-07/1-7, п. 2 Постановления Пленума ВС РФ N 13, Пленума ВАС РФ N 14 от 08.10.1998).


.: Курс валюты :.
    26/09 27/09
    информер курса валют
    USD
    57,5660  57,5186
    EUR
    68,5553  68,0215
    БВК
    76,5749  76,1100
.: Опрос на сайте :.

    Да, плачу самый минимум
    Да, немного укрываю
    Нет, я честно плачу налоги