.: Навигация :.
Обо всем
Камеральная проверка
Выездной контроль
Прибыль
НДС
НДФЛ и изменения с 2014 года
ЕНВД и новые изменения
УСН
Налоговая выгода
Судебные споры
Новости налогообложения
Трансфертное ценообразование
Налоговику
Бухгалтеру
Nanalog.ru » Статьи » Утрата статуса сельхозтоваропроизводителя: последствия

Утрата статуса сельхозтоваропроизводителя: последствия



Организация по итогам налогового периода лишилась статуса сельхозтоваропроизводителя. Какие налоговые последствия ожидают налогоплательщика в такой ситуации?

Напомним, что к сельхозтоваропроизводителям в целях применения системы налогообложения в виде уплаты ЕСХН в соответствии со ст. 346.2 НК РФ относятся:
- организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельхозпродукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельхозсырья собственного производства, составляет не менее 70% (п. 2);
- сельхозпотребкооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70% (п. 2);
- градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации в зависимости от численности работающих в них сотрудников с учетом совместно проживающих с ними членов семей;
- рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели со среднесписочной численностью работников, не превышающей за налоговый период 300 человек при осуществлении рыболовства на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или использующие их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера) при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70% (пп. 1, 2 п. 2.1).
В силу п. 4 ст. 346.3 НК РФ если по итогам налогового периода налогоплательщик не удовлетворяет перечисленным в п. п. 2, 2.1 ст. 346.2 НК РФ условиям или им нарушены требования, установленные п. п. 5, 6 указанной нормы для перехода на уплату ЕСХН (например, в налоговом периоде производились подакцизные товары), то он утрачивает право на применение "сельхозрежима" с начала налогового периода, в котором допущено нарушение ограничений или несоответствие требований, предъявляемых к сельхозтоваропроизводителям.
В связи с этим налогоплательщик должен пересчитать за весь налоговый период налоговые обязательства по НДС, налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, НДФЛ для ИП и налогу на имущество физических лиц в порядке, предусмотренном для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. На это отводится один месяц после истечения налогового периода, в котором не выполнены соответствующие условия или требования.
Иными словами, компания должна представить в налоговый орган следующие налоговые декларации за прошлые отчетные (налоговые) периоды, по которым истек срок на их представление, до 31 января включительно: по НДС за I, II, III, IV кварталы; по налогу на прибыль за I квартал, полугодие, 9 месяцев; по налогу на имущество за I квартал, полугодие, 9 месяцев и уплатить причитающиеся в бюджет авансовые платежи и налоги отдельными платежными поручениями по каждому отчетному (налоговому) периоду.
Далее в установленные законодательством сроки следует представить налоговые декларации: по налогу на прибыль - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по налогу на имущество - не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, и уплатить налоги, исчисленные по годовым декларациям в соответствии с установленными налоговым законодательством сроками для их уплаты.
Аналогичного мнения придерживается и ФНС в Письме от 15.01.2009 N ВЕ-22-3/16@.
При этом если налогоплательщик не успеет перечислить исчисленные к уплате в бюджет платежи в течение января после окончания предшествующего года, ему придется уплатить пени:
- за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате соответствующего налога начиная с 1 февраля (если нарушены требования, установленные п. п. 2 и 2.1 ст. 346.2 НК РФ);
- за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа), который следовало уплачивать в соответствии с общим режимом налогообложения, начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты соответствующего налога (авансового платежа) в налоговом периоде, в котором необоснованно применялся спецрежим в виде ЕСХН (если нарушены требования п. п. 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ для перехода на уплату ЕСХН).
Кроме этого, компания, которая не произведет в месячный срок перерасчет налоговых обязательств, по нашему мнению, может быть привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговых деклараций, срок на представление которых истек до 31 января, а также за несвоевременную уплату налогов в рамках ст. 122 НК РФ.
Стоит отметить, что в таких случаях наложение штрафа по ст. 119 НК РФ на организацию, утратившую статус сельхозтоваропроизводителя, некоторые судебные инстанции считают неправомерным.
Так, ФАС ПО в Постановлении от 31.01.2012 N А72-3642/2011 указал, что обязанность налогоплательщика представлять налоговые декларации в спорный период по начисленным налоговым органом налогам не следует из закона, поскольку ст. 346.3 НК РФ не предусмотрен особый порядок представления налоговых деклараций. Перейдя на общую систему налогообложения, налогоплательщик обязан исполнить требования налогового законодательства применительно к этой системе. При этом с учетом того, что в силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, судьи при рассмотрении споров оценивают определенность соответствующей нормы. Поскольку в законе отсутствует четко установленный срок для представления деклараций плательщиками, утратившими право на применение режима в виде уплаты ЕСХН, это обстоятельство исключает возможность привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ (Определением ВАС РФ от 05.06.2012 N ВАС-6752/12 в передаче дела в Президиум ВАС отказано). Аналогичное решение вынес и ФАС ВВО в Постановлении от 05.02.2010 N А31-7636/2009.
Однако большинство судов согласны с налоговыми органами, привлекающими плательщиков к ответственности по ст. 119 НК РФ, на том основании, что от уплаты пеней и штрафов компания освобождается только в том случае, когда она, утратив право на применение "сельхозрежима", самостоятельно и своевременно в установленном законом порядке произведет такой перерасчет. Примеры тому - Постановления ФАС ДВО от 21.03.2012 N Ф03-749/2012 (Определением ВАС РФ от 30.05.2012 N ВАС-6316/12 в передаче дела в Президиум ВАС отказано), ФАС СЗО от 23.05.2011 N А56-29605/2010, ФАС ЗСО от 09.11.2012 N А70-392/2012 (Определением ВАС РФ от 28.01.2013 N ВАС-18402/12 в передаче дела в Президиум ВАС отказано).
А вот в отношении правомерности привлечения по ст. 122 НК РФ у судов вопросов не возникает.
Утративший статус сельхозтоваропроизводителя налогоплательщик должен подать уточненную налоговую декларацию по ЕСХН за полугодие того налогового периода, в котором произошла утрата статуса, для сложения начисленных ранее авансовых платежей по этому налогу.


.: Курс валюты :.
    26/09 27/09
    информер курса валют
    USD
    57,5660  57,5186
    EUR
    68,5553  68,0215
    БВК
    76,5749  76,1100
.: Опрос на сайте :.

    Да, плачу самый минимум
    Да, немного укрываю
    Нет, я честно плачу налоги