.: Навигация :.
Обо всем
Камеральная проверка
Выездной контроль
Прибыль
НДС
НДФЛ и изменения с 2014 года
ЕНВД и новые изменения
УСН
Налоговая выгода
Судебные споры
Новости налогообложения
Трансфертное ценообразование
Налоговику
Бухгалтеру
Nanalog.ru » Налоговый контроль » Контроль за трансфертным ценообразованием

Контроль за трансфертным ценообразованием



Развитие межгосударственной экономической интеграции, снижение барьеров во взаимной межгосударственной торговле, стимулируя внешнеэкономическую деятельность транснациональных компаний, представляет возможности для применения различных форм и способов уклонения от налогообложения, что делает все более актуальной проблему эффективного контроля за трансфертным ценообразованием.
В настоящее время вопросы ценообразования для налоговых целей регулируются статьями 20 и 40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Очевидно, что эффективность применения указанных статей была и остается низкой. Арбитражная практика тому подтверждение. Поэтому, законодательное регулирование данных вопросов уже давно требует существенной переработки.
Недостатками действующего регулирования трансфертного ценообразования в налоговых целях (статьи 20 и 40 Налогового кодекса Российской Федерации) являются:
1. Ограниченный перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми;
2. Не соответствие сложившейся международной практике, основанной на принципе «вытянутой руки»;
3. Ограниченный набор и недостаточная определенность механизма применения методов, используемых для определения рыночных цен;
4. Отсутствие законодательно установленного перечня «официальных источников информации».
В бюджетном послании от 29.06.11 г. «О бюджетной политике в 2012-2014 годах» Президент Российской Федерации Д.А. Медведев указал на необходимость введения в действие начиная с 2012 года новых правил регулирования трансфертного ценообразования в налоговых целях.
Принятие Федерального закона № 227-ФЗ от 18.07.11 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» явилось логичным шагом в решении задач, поставленных руководством страны.
Принятый Закон предусматривает отмену статьей 20 и 40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Основными нововведениями Закона в части вопросов определения взаимозависимости являются:
- установление трех оснований для признания лиц взаимозависимыми (по закону; по судебному решению; самостоятельно налогоплательщиком);
- законом установлен и расширен перечень взаимозависимых лиц, причем:
* доля участия повышена с 20 до 25 %,
* закреплен порядок признания взаимозависимости между «сестринскими компаниями»,
* законодательно определено регулирование правил расчета долей участия.
Законом прямо закреплен принцип «вытянутой руки», в соответствии с которым «в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица».
В соответствии с Законом налоговые органы вправе контролировать сделки между взаимозависимыми лицами, в том числе сделки по реализации товаров (работ, услуг) между зависимыми лицами с использованием посредников, а также:
- сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
- сделки, совершаемые с лицами, находящимися в низконалоговых юрисдикциях, включенных в утвержденный Минфином России перечень государств и территорий (Приказ Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н).


Законом уточняются общие положения о ценах и налогообложении и устанавливаются методы, используемые при определении соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения. Предусмотрено пять таких методов:
1.метод сопоставимых рыночных цен,
2.метод цены последующей реализации,
3.затратный метод,
4.метод сопоставимой рентабельности,
5.метод распределения прибыли.

При этом, метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным методом, по сравнению с другими. Метод распределения прибыли будет применяться при невозможности применения других методов.
Суть метода сопоставимых рыночных цен заключается в том, что цена товаров (работ, услуг) по контролируемой сделке сравнивается с ценой аналогичных товаров (работ, услуг) по сопоставимым сделкам, в схожих экономических обстоятельствах, между независимыми лицами.
Использование метода цены последующей реализации является предпочтительным для определения рыночной цены, по которой товар приобретается и перепродается без переработки и если лицо, осуществляющее перепродажу, не владеет объектами нематериальных активов, существенно влияющих на уровень его валовой рентабельности.
Затратный метод может применяться, в частности, при определении цены выполненных работ (оказываемых услуг); при продаже сырья или полуфабрикатов лицам, являющимся взаимозависимыми; при осуществлении торговых операций на рынке ценных бумаг и валютном рынке и пр.
Метод сопоставимой рентабельности заключается в сопоставлении операционной рентабельности, сложившейся у лица, являющегося стороной анализируемой сделки, с рыночным интервалом операционной рентабельности в сопоставимых сделках, определенном в порядке, предусмотренном Законом. Метод сопоставимой рентабельности может использоваться, в частности, в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать предыдущие методы.
Метод распределения прибыли заключается в сопоставлении фактического распределения между сторонами сделки прибыли, полученной всеми сторонами этой сделки, с распределением прибыли между сторонами сопоставимых сделок.
Вместо допустимого сегодня 20-процентного отклонения от рыночных цен Закон вводит такое понятие, как интервал рыночных цен. При расчете рыночных цен буде использоваться статистический подход, который аналогичен подходу, применяемому в большинстве стран-членах ОЭСР.
Законом существенно расширен по сравнению с действующей статьей 40 Налогового кодекса РФ перечень источников информации, используемых налогоплательщиками и налоговыми органами для определения соответствия цены (рентабельности) сделки рыночным условиям.
Так, в соответствии с новым Законом для сопоставления условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, могут быть использованы следующие источники информации:
• cведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж;
• таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации;
• сведения о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащиеся в официальных источниках информации уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, официальных источниках информации иностранных государств или международных организаций либо в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
• данные информационно-ценовых агентств;
• информация о сделках, совершенных налогоплательщиками;
• сведения о ценах (пределах колебаний цен) и котировках, содержащиеся в опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
• сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности организаций, в том числе указанные сведения, опубликованные в общедоступных российских или иностранных изданиях и (или) содержащиеся в общедоступных информационных системах, а также на официальных сайтах российских и (или) иностранных организаций;
• сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации или иностранных государств об оценочной деятельности;
• Иная информация.
Особое внимание в Законе уделено налоговому контролю при совершении сделок между взаимозависимыми лицами. Контроль трансфертного ценообразования выделен в отдельный вид проверок. В Законе определены сроки назначения и проведения проверок за соответствием цен, а также механизмы реализации материалов проверок. При этом, необходимо особо обратить внимание на переходные положения по налоговому контролю, установленные Законом.
Законом вводится новая для российской практики налогового администрирования процедура – заключение соглашений о ценообразовании.
Также важно отметить, что для обеспечения избежания двойного налогообложения Законом предусмотрено право налогоплательщика на проведение симметричной корректировки налоговой базы и суммы налога.
Полномочия по контролю за сделками для целей налогообложения и заключению соглашений о ценообразовании Законом отнесены к компетенции центрального аппарата Федеральной налоговой службы.
Закон вступает в силу с 01 января 2012 года и ФНС России ведет работу по подготовке к новым правилам регулирования вопросов трансфертного ценообразования для целей налогообложения.
В целях реализации положений Закона определены функции центрального аппарата ФНС России, основными из которых являются:
• проведение проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
• истребование документации у налогоплательщиков по конкретным сделкам и иных документов и информации в соответствии со статьями 93 и 93.1 Налогового кодекса;
• проведение мероприятий налогового контроля, установленных статьями 95 - 97 Налогового кодекса (привлекает экспертов, специалистов, переводчиков);
• реализация материалов проверки (справка, акт, решение);
• выдача уведомлений о возможности симметричных корректировок;
• рассмотрение заявлений налогоплательщиков и пакет документов, необходимых для заключения соглашения о ценообразовании;
• заключение соглашений о ценообразовании.
Хотя налоговый контроль за трансфертным ценообразованием отнесен к компетенции ЦА ФНС России, предстоящая работа невозможна без тесного взаимодействия с территориальными налоговыми органами.
Еще большую актуальность приобретают вопросы обмена информацией и материалами по анализу и оценке рыночных процессов и ценообразования на внешних и внутрироссийских рынках, в том числе с учетом отраслевой специфики. Также появляется новое направление взаимодействия в части представления территориальными налоговыми органами уведомлений налогоплательщиков и извещений налоговых органов о контролируемых сделках в ЦА ФНС России.
При этом, следует отметить, что для выявления контролируемых сделок в ходе налоговых проверок с целью последующего извещения ЦА ФНС России, необходимо четкое понимание сотрудниками, непосредственно проводящими налоговые проверки (камеральные и выездные), как законодательных основ регулирования вопросов трансфертного ценообразования, так и оперативность выявления контролируемых сделок и извещение о них ЦА ФНС России для проведения контрольных мероприятий по вопросам ценообразования. При этом необходимо учитывать сроки назначения проверок соответствия цен, особенно в рамках переходного периода по Закону.

Учитывая вышеизложенное, можно выделить основные функции территориальных налоговых органов в рамках реализации положений Закона о трансфертном ценообразовании:
• получение от налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках;
• направление полученных уведомлений в центральный аппарат ФНС России;
• выявление контролируемых сделок, по которым налогоплательщиком не были самостоятельно представлены уведомления, при проведении налоговых проверок и извещают центральный аппарат ФНС России о полученных сведениях;
• формирование пакета документов, необходимых центральному аппарату ФНС для проведения контроля за трансфертными ценами;
• представление центральному аппарату ФНС России документы, с учетом положений п. 5 ст. 93 НК;
• произведение зачета (возврата) суммы излишне уплаченного налога стороне контролируемой сделки, в отношении которой было вынесено решение о доначислении налога, после проведения симметричных и обратных корректировок и уплаты налога другой стороной контролируемой сделки;
• представление аналитической информации и материалов, необходимых для проведения мероприятий налогового контроля и заключения соглашений о ценообразовании.
В целях построения слаженного и грамотного взаимодействия как в структуре налоговых органов, так и с налогоплательщиками, сотрудникам территориальных налоговых органов ФНС России необходимо знать:
• нормативные правовые основы в сфере трансфертного ценообразования;
• признаки и характеристики контролируемых сделок;
• типовые схемы минимизации налогообложения, применяемые в сфере трансфертного ценообразования;
• основные положения методов определения цены (рентабельности) для целей налогообложения, включая основы методов оценки;
• правила проведения симметричных и обратных корректировок.
Также необходимо уметь осуществлять сбор информации и сведений, необходимых для проведения контроля за трансфертным ценообразованием.



Так, в структуре ФНС России создано Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества, осуществлен подбор специалистов на замещение вакантных должностей.
В соответствии с Планом основными направлениями работы на ближайшую перспективу являются:
- изучение практики и опыта налогового администрирования трансфертного ценообразования, в том числе зарубежного;
- обучение специалистов налоговых органов вопросам анализа и контроля трансфертного ценообразования для целей налогообложения, а также по вопросам использования информационных баз данных и аналитических ресурсов;
- подготовка предложений и заключений по законодательству в части налогового администрирования цен и трансфертного ценообразования для целей налогообложения и выявления рисков;
- доработка и разработка новых информационных ресурсов ФНС России с целью дальнейшего их использования при проведении контрольных мероприятий по вопросам трансфертного ценообразования;
- разработка документов и программного обеспечения для налоговых органов и налогоплательщиков, используемых в сфере налогового контроля за трансфертным ценообразованием;
- разработка методических рекомендаций и указаний по применению законодательства, направленного на совершенствование принципов определения цен для целей налогообложения;
- сбор, обработка и анализ информации о рыночных и регулируемых ценах, в том числе путем информационного взаимодействия с другими налоговыми юрисдикциями и ведомствами;
- иные необходимые мероприятия.


.: Курс валюты :.
    23/09 26/09
    информер курса валют
    USD
    57,6527  57,5660
    EUR
    69,0737  68,5553
    БВК
    77,0543  76,5749
.: Опрос на сайте :.

    Да, плачу самый минимум
    Да, немного укрываю
    Нет, я честно плачу налоги