.: Навигация :.
Обо всем
Камеральная проверка
Выездной контроль
Прибыль
НДС
НДФЛ и изменения с 2014 года
ЕНВД и новые изменения
УСН
Налоговая выгода
Судебные споры
Новости налогообложения
Трансфертное ценообразование
Налоговику
Бухгалтеру
Nanalog.ru » Статьи » Получение лицензии на услуги связи

Получение лицензии на услуги связи



Случаи, в которых необходимо получение лицензии, виды услуг связи и лицензионные условия

Оказание услуг связи требует получения лицензии (п. 36 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании). В п. 1 ст. 29 Закона о связи также указано, что деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи может осуществляться только на основании соответствующей лицензии.
Услуга связи - это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений (п. 32 ст. 2 Закона о связи). При этом под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам (п. 35 ст. 2 Закона о связи). К почтовым отправлениям относятся адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры (абз. 19 ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи").

Виды услуг связи и лицензионные условия по данным видам услуг
Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - Перечень наименований услуг связи), утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87. Также данным Постановлением установлены перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи (далее - Перечни лицензионных условий). По условиям лицензирования могут быть предоставлены и без соответствующей лицензии. К видам услуг связи, вносимых в лицензии, относятся:
1) услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа (см. лицензионные условия);
2) услуги междугородной и международной телефонной связи (см. лицензионные условия);
3) услуги телефонной связи в выделенной сети связи (см. лицензионные условия);
4) услуги внутризоновой телефонной связи (см. лицензионные условия);
5) услуги местной телефонной связи с использованием таксофонов (см. лицензионные условия);
6) услуги местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа (см. лицензионные условия);
7) услуги телеграфной связи (см. лицензионные условия);
8) услуги связи персонального радиовызова (см. лицензионные условия);
9) услуги подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования (см. лицензионные условия);
10) услуги подвижной радиосвязи в выделенной сети связи (см. лицензионные условия);
11) услуги подвижной радиотелефонной связи (см. лицензионные условия);
12) услуги подвижной спутниковой радиосвязи (см. лицензионные условия);
13) услуги связи по предоставлению каналов связи (см. лицензионные условия);
14) услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (см. лицензионные условия);
15) услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (см. лицензионные условия);
16) телематические услуги связи (см. лицензионные условия);
Ситуация из практики - является ли деятельность интернет-кафе и интернет-клубов по предоставлению доступа в Интернет оказанием телематических услуг связи, требующим получения лицензии?
Многие организации и индивидуальные предприниматели в принадлежащих им интернет-кафе, интернет-клубах оказывают физическим лицам услуги по доступу в сеть Интернет. Является ли такая деятельность оказанием услуг связи, требующим получения лицензии?
Сложившаяся судебная практика подтверждает, что получение лицензии необходимо, поскольку в данном случае физическим лицам предоставляются телематические услуги связи. В отсутствие лицензии владелец интернет-кафе или интернет-клуба (организация или индивидуальный предприниматель) могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В Постановлении ФАС Центрального округа от 26.08.2010 N А68-1349/10 суд указал на следующее. В Перечень наименований услуг связи включены телематические услуги связи (п. 16 данного Перечня). Услуги по предоставлению абоненту и (или) пользователю доступа к сети связи лицензиата, к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, прием и передача телематических электронных сообщений отнесены к Перечню лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87).
Из анализа положений Постановления Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 следует, что обязанность получения лицензии возникает при предоставлении пользователю доступа к сети Интернет. При этом данное Постановление не определяет способы и методы, с помощью которых пользователь получает доступ к сети. Механизм предоставления доступа не имеет правового значения при решении вопроса о необходимости лицензирования данного вида деятельности. Ключевым признаком, наряду с возмездностью оказываемых услуг, позволяющим сделать вывод о необходимости получения лицензии на осуществление телематических услуг связи, является сам факт предоставления пользователю доступа к сети Интернет.
Выводы о том, что деятельность интернет-кафе и интернет-клубов по предоставлению доступа в Интернет является оказанием телематических услуг связи и отсутствие соответствующей лицензии в данном случае влечет ответственность по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, приведены также в следующих судебных актах:
- Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.05.2010 N А33-22141/2009;
- Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.04.2010 N А10-5055/2009;
- Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.05.2009 N А33-14759/08-Ф02-2336/09 (Определением ВАС РФ от 06.08.2009 N ВАС-10344/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);
- Постановление ФАС Поволжского округа от 03.03.2011 N А65-19360/2010 (Определением ВАС РФ от 13.04.2011 N ВАС-4759/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);
- Постановление ФАС Поволжского округа от 08.07.2010 N А65-59/2010;
- Постановление ФАС Поволжского округа от 01.12.2009 N А55-7587/2009;
- Постановление ФАС Центрального округа от 02.11.2010 N А68-2876/2010;
- Постановление ФАС Центрального округа от 14.05.2010 N А64-7064/09 (Определением ВАС РФ от 20.07.2010 N ВАС-9158/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);
- Постановление ФАС Центрального округа от 07.10.2009 N А64-3785/09 (Определением ВАС РФ от 25.03.2010 N ВАС-953/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);
- Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.07.2009 N А32-6076/2009-66/47-27АП.

17) услуги связи для целей кабельного вещания (см. лицензионные условия);
18) услуги связи для целей эфирного вещания (см. лицензионные условия);
19) услуги связи для целей проводного радиовещания (см. лицензионные условия);
20) услуги почтовой связи (см. лицензионные условия).
Ситуация из практики - должны ли получать лицензию (лицензии) на оказание услуг почтовой связи лица, оказывающие услуги по курьерской доставке документов?

При осуществлении организацией или индивидуальным предпринимателем услуг по курьерской доставке документов контролирующие органы могут потребовать от них наличия лицензии на оказание услуг почтовой связи, а при отсутствии таковой - попытаться привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Однако судебная практика подтверждает, что услуги по курьерской доставке документов не относятся к услугам почтовой связи. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 N 11803/05 приводится следующее обоснование.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений. Таким образом, услугу почтовой связи образует совокупность конкретных операций.
Отправители могут реализовать свое намерение по доставке корреспонденции адресатам, не только сдав ее в качестве почтового отправления, но и иным образом, в том числе путем пересылки в качестве груза (вещи). Законодательство не содержит запрета на перемещение (перевозку) корреспонденции в виде груза и не требует для такого рода деятельности получения лицензии на оказание услуг почтовой связи.
Если организация:
- приняла конверт с вложением к перевозке в качестве груза, то есть без обязательства по обеспечению тайны сведений, содержащихся в полученных документах,
- оформила на доставку груза не почтовую квитанцию, а транспортную накладную,
- вложила для целей перевозки полученный конверт не в почтовую, а в специальную упаковку, -
в этих случаях отправитель не вводится в заблуждение относительно характера оказываемых услуг и отсутствия у организации статуса оператора почтовой связи. Оказание таких услуг не должно квалифицироваться как оказание услуг почтовой связи, требующее наличия лицензии.
Аналогичные выводы приведены в следующих судебных актах:
- Постановление ФАС Московского округа от 12.03.2010 N КА-А40/1889-10 (Определением ВАС РФ от 30.06.2010 N ВАС-8483/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);
- Постановление ФАС Уральского округа от 23.06.2010 N Ф09-4778/10-С1;
- Постановление ФАС Уральского округа от 22.06.2006 N Ф09-5572/06-С1.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 29 Закона о связи лицензирующий орган (Роскомнадзор) устанавливает сами лицензионные условия в соответствии с перечнями лицензионных условий, вносит в них изменения и дополнения. В перечень условий, вносимых в лицензии на оказание услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания), если указанная деятельность осуществляется на основании договоров с абонентами, вне зависимости от используемых сетей связи должно включаться условие о бесплатной трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов (абз. 2 п. 1 ст. 29 Закона о связи).
Лицензии на оказание услуг связи выдаются по результатам рассмотрения заявлений, а в ряде случаев - по результатам торгов (конкурса, аукциона) (п. 3 ст. 29 Закона о связи).


.: Курс валюты :.
    23/09 26/09
    информер курса валют
    USD
    57,6527  57,5660
    EUR
    69,0737  68,5553
    БВК
    77,0543  76,5749
.: Опрос на сайте :.

    Да, плачу самый минимум
    Да, немного укрываю
    Нет, я честно плачу налоги