.: Навигация :.
Обо всем
Камеральная проверка
Выездной контроль
Прибыль
НДС
НДФЛ и изменения с 2014 года
ЕНВД и новые изменения
УСН
Налоговая выгода
Судебные споры
Новости налогообложения
Трансфертное ценообразование
Налоговику
Бухгалтеру
Nanalog.ru » Планирование выездной » Предпроверочный анализ налогоплательщика. Этап 1

Предпроверочный анализ налогоплательщика. Этап 1



Этап I. Анализ информационной базы о налогоплательщике, имеющейся в распоряжении налогового органа, оценка ее полноты, сбор и анализ недостающих сведений
Имеется в виду анализ всей информации о налогоплательщике, находящейся в распоряжении налогового органа, в том числе поступившей из внешних источников.

В целом информацию из внутренних и внешних источников можно сгруппировать для целей предпроверочного анализа следующим образом:
• информация о налогоплательщике, содержащаяся в различных информационных ресурсах налоговых органов (ЕГРН, ЕГРЮЛ, ПИК "НДС" СПАРК ,СОУН и т.д.);
• сведения о налогоплательщике, полученные на основе заключенных межведомственных соглашений или по запросам в различные государственные и иные сторонние организации, располагающие подобной информацией (органы внутренних дел, таможенные органы, лицензирующие и регистрирующие органы и др.);
• "сигнальная" информация о налогоплательщике, полученная из внешних источников в инициативном порядке (от контролирующих органов, от сотрудников, акционеров и участников организаций и т.п.);
• информация о налогоплательщике, его взаимозависимых лицах и основных контрагентах, содержащаяся в СМИ и сети Интернет;
• выписки банков по счетам налогоплательщика, полученные в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ;
• результаты истребований документов, проведенных в рамках камеральных проверок, а также по поручениям иных налоговых органов при налоговых проверках контрагентов;
• результаты предыдущих камеральных и выездных налоговых проверок, решения судов по ним.

В первую очередь проводится анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика, включающий:
1. анализ динамики сумм исчисленных и уплаченных налоговых платежей (оцениваются рост (снижение) сумм исчисленных налогов, своевременность и полнота их уплаты, причины неуплаты)
2. финансовый анализ организации (исследуются показатели рентабельности, деловой активности, финансовой устойчивости, платежеспособности);
3. анализ динамики налоговой нагрузки;
4. сравнительный анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с показателями аналогичных налогоплательщиков по отраслевому признаку;
5. анализ соответствия налогоплательщика общедоступным критериям самостоятельной оценки риска;
6. различным видам налогов и бухгалтерской отчетности. Например, сопоставляются:
• суммы доходов и расходов, отраженные в декларации по налогу на прибыль организаций и Отчете о прибылях и убытках (форма № 2);
• выручка от реализации в декларации по налогу на прибыль организаций, Отчете о прибылях и убытках (форма №2) и декларации по налогу на добавленную стоимость (для предпринимателей - доход в декларациях по НДС, ЕСН( до 2010 года) и НДФЛ);
• налоговая база по ЕСН( до 2010 года);
• остаточная стоимость основных средств, отраженная в Бухгалтерском балансе (форма №1) и декларации по налогу на имущество организаций;
• расчетная сумма НДФЛ и фактические перечисления налога;
• сумма удержанного НДФЛ по форме 2-НДФЛ и сумма перечисленного налога и т.д.
(следует учесть то обстоятельство, что налоговая база по ф №2 и в декларации по налогу на прибыль, а также по НДС (книга продаж без учета сумм НДС и сумм авансов и предоплат) должны фактически совпадать. Расхождения могут возникнуть лишь в том случае, когда у проверяемого налогоплательщика имеется несколько видов деятельности, которые подходят под разные системы налогообложения (например: ТСНО и УСН или ЕНВД, при наличии экспортных операций, при наличии внутрисистемной реализации, если налогоплательщик применяет кассовый метод и др.).

В рамках анализа финансово-экономической деятельности налогоплательщика на основании информации, поступающей из внешних источников, а также информации, содержащейся в информационных базах данных налогового органа, проводится проверка наличия земельных объектов, транспортных средств, объектов недвижимого имущества. При этом устанавливаются:

• превышение площади земельных участков по данным земельного комитета над данными декларации по земельному налогу;
• превышение количества транспортных средств по данным ГИБДД над данными декларации по транспортному налогу;
• полнота обложения налогом на имущество объектов недвижимого имущества. (в ходе налоговой проверки могут возникнуть расхождения на облагаемые и необлагаемые налогом операции, например, когда имеются льготы, а также обратить внимание на наличие договора о совместной деятельности, когда сумма налога на имущество к примеру делится пополам)

Кроме того, отдельно проводится анализ в отношении каждого уплачиваемого налогоплательщиком налога.
Первостепенное значение в ходе предпроверочного анализа должно придаваться анализу выписок банков по счетам налогоплательщика, полученных в соответствии со ст. 86 НК РФ. При этом особо должны настораживать:
• перечисления за приобретенные товары, работы, услуги денежных средств в крупных размерах.;
• перечисления за ценные бумаги, т.к. в обеспечение займа многие организации выпускают собственные векселя, с помощью которых организации выводят денежные средства из оборота.
• поступления денежных средств в крупных размерах, в этот же или на следующий день перечисленных в той же сумме на другой расчетный счет.
Анализ выписок по банковским счетам позволяет налоговым органам в ходе предпроверочного анализа составить схему движения финансовых потоков налогоплательщика, выявить его основных поставщиков и покупателей, оценить характер проведенных хозяйственных операций на соответствие видам деятельности, заявленным в учредительных документах, установить разовые и непрофильные сделки, определить источники финансирования налогоплательщика.

При этом контрагенты для истребования такой информации могут быть выявлены налоговыми органами на основе анализа выписок по банковским счетам, полученных в соответствии со ст. 86 НК РФ. Сделки, о которых возможно истребовать информацию, определяются по содержанию банковских операций налогоплательщика.

Особое внимание следует уделять изучению схемы ведения налогоплательщиком бизнеса и выявлению контрагентов - потенциальных участников схем уклонения от налогообложения.
Анализ практики налоговых органов и многочисленной общедоступной литературы о схемах ухода от уплаты налогов позволяет выделить четыре основные группы контрагентов - потенциальных участников таких схем:
1. взаимозависимые с налогоплательщиком лица;
2. фирмы-"однодневки" или посредники между налогоплательщиком и фирмой -"однодневкой";
3. организации с признаками "анонимных" структур. К таким признакам относятся:
• регистрация по несуществующим адресам или адресам "массовой" регистрации;
• регистрация на физических лиц, умерших либо утерявших паспорт;
• учредитель и руководитель являются лицами, зарегистрированными в другом регионе;
• наличие "массового" учредителя или "массового" руководителя;
4. оффшорные структуры.

Выявление контрагентов - потенциальных участников схем ухода от уплаты налогов проводится на основе анализа данных информационных ресурсов налоговых органов.
Все контрагенты анализируемого налогоплательщика в обязательном порядке отслеживаются на предмет наличия у них признаков фирм -"однодневок" и "анонимных" структур, а также признаков взаимозависимости. По выявленным контрагентам с подобными признаками посредством работы с информационными ресурсами определяется участие учредителя (руководителя) организации-контрагента в других организациях. Кроме того, следует провести тщательный анализ всех разовых и непрофильных сделок.
Наибольший интерес для целей анализа представляют контрагенты налогоплательщика, одновременно являющиеся взаимозависимыми с ним лицами.

В целях наиболее полного анализа информации о выявленных взаимозависимых лицах налоговым органам рекомендуется произвести поиск рекламных материалов о взаимозависимых лицах в сети Интернет. При этом отсутствие рекламных предложений в сети Интернет повышает вероятность создания взаимозависимых лиц исключительно с целью участия в схемах уклонения от налогообложения. В случае наличия рекламных предложений указанные в рекламе цены и условия сделок могут использоваться для анализа сделок с взаимозависимыми лицами.
При изучении сделок с поставщиками принимаются во внимание результаты истребований документов (информации) у проверяемого налогоплательщика по поручениям иных налоговых органов.


.: Курс валюты :.
    22/11 23/11
    информер курса валют
    USD
    59,4604  59,0061
    EUR
    69,8184  69,4030
    БВК
    78,3917  77,8527
.: Опрос на сайте :.

    Да, плачу самый минимум
    Да, немного укрываю
    Нет, я честно плачу налоги