.: Навигация :.
Обо всем
Камеральная проверка
Выездной контроль
Прибыль
НДС
НДФЛ и изменения с 2014 года
ЕНВД и новые изменения
УСН
Налоговая выгода
Судебные споры
Новости налогообложения
Трансфертное ценообразование
Налоговику
Бухгалтеру
Nanalog.ru » О субсидии на жилье... » Сложные вопросы получения субсидии госслужащим. Часть 3

Сложные вопросы получения субсидии госслужащим. Часть 3



Вахнин Л.Е.
Оно примерно так и получится, потому что за счет капитала она приобретает себе жилье. В этом смысле, скорее всего, потеряются основания постановки на учет.
Давайте я тогда затрону очень важный и болезненный вопрос, который в обращениях ваших служащих занимает чуть ли не треть, это, конечно, по ипотеке.
Потому что материнский капитал, действительно, небольшой, нормального жилья на него сразу не купишь, в основном это, действительно, как часть оплаты за ипотеку.
Тут надо исходить из чего? В 29-м пункте Правил написано, что (за счет субсидии) можно оплачивать ипотеку, плюс написано в 35-м - перечень тех документов, которые на это идут. Но есть одно «но». Для того, чтобы направить туда деньги, гражданского служащего для начала надо поставить на учет. А вот для постановки на учет у нас имеется только 2 пункт. И, к сожалению, вы здесь вынуждены использовать только один подпункт - это 2 б), менее 15 метров.
Поэтому, если человек взял жилье по ипотеке, где на него или членов его семьи приходится больше 15 метров, к сожалению, вы его на учет поставить не можете.
Я понимаю, что это как нож по сердцу очень многим гражданским служащим, но тут, видите, какая логика. А если, например, завтра я куплю за свои кровные и неизвестно откуда взявшиеся деньги квартиру и приду к вам становиться на учет. Естественно, мне скажут, у тебя больше 15 метров, чего тебе тут делать.
Ипотека представляет собой примерно то же самое, только там платеж растянут во времени. И то, что обстоятельство, что он это взял в долг, оно здесь роли-то не играет, ведь это было его право.
Ему сейчас есть где жить, то есть, приходя с работы, он оказывается на площади больше, чем 15 метров. Силком его в эту ипотеку никто не тянул, то есть гражданский служащий в принципе рассчитывал свои возможности и выбирал путь, каким ему идти, покупать жилье в ипотеку или же ждать, когда будут субсидии, или что-нибудь еще. Но он выбрал ипотеку. Что делать? Ничего не сделаешь, потому что 15 метров есть, до свидания.
На мой взгляд, представляется несправедливым то, что когда гражданский служащий уже на учете стоит, он тоже не может взять жилье в ипотеку. (Иначе госслужащего необходимо будет снять с учета по п. 19 б) в связи с улучшением жилищных условий) Вот это, конечно, несправедливо, это бы надо в постановлении поменять. Потому что, ну, чего ему ждать, когда до него дойдет эта очередь, можно взять ипотеку и дожидаться своей субсидии. Полностью она, естественно, ее не погасит, но хотя бы частично.
Но этого в Правилах нет. Поэтому в силу оснований 19 пункта такого гражданского служащего тоже надо снять с учета. Это, конечно, несправедливость, я надеюсь, что она будет исправлена. Но сейчас, в настоящее время, вы за этим смотрите очень строго, чтобы они, не дай Бог, не пошли брать ипотеку, а такие обращения приходят. Предупредить их строго-настрого, чтобы, пока Правила не изменятся, в ипотеку никто не залезал.
Если ипотека будет меньше чем 15 метров, то можно. Но такие обычно не берут.

- А если договор ипотечный есть, но права собственности не будет до окончания всех выплат?

Вахнин Л.Е.
Вы знаете, я таких договоров не видел. Точнее, видел один раз, так называемая «татарская» ипотека, там у них своя вообще настолько чудная вещь. В принципе, надо исходить из положений Гражданского кодекса, а там все это четко и ясно прописано: ипотека подлежит государственной регистрации и право собственности предоставляется сразу. Это принципиальные вещи, они из Гражданского и Жилищного кодексов вытекают…
Единственное, я видел в Татарстане, это социальная ипотека, местными законами регулируется, там достаточно сложная какая-то комбинация, но в соглашении, которое они подписывают, там написана очень интересная фраза, что тот, кто вступает в эти отношения, имеет право регистрироваться в этом жилом помещении. Все, для вас этого достаточно. Дальше выписка из домовой книги и финансового лицевого счета, и отсюда уже исходите из той площади, которую он занимает. И под подпункт а) эту ситуацию подводить ни в коем случае нельзя. Как я уже сказал вначале, это возможно только в случае, если человеку вообще жить негде.
Вы, конечно, можете спросить, откуда на госслужбе возьмутся бомжи у нас, да? Закон, по большому счету, не ограничивает поступление на госслужбу пропиской, другое дело, что это нигде не делается, но бывают исключения. Во-вторых, прописку можно потерять уже будучи гражданским служащим. Это распад семьи и выселение одного из бывших супругов в судебном порядке, и все, прописки нет. Ситуация понятная. Единственное, смотрите внимательно, потому что вопрос о фиктивных разводах, к сожалению, с реализацией этого постановления стал достаточно актуальным. К сожалению, понятия «фиктивный развод» у нас тоже нет в законодательстве.

Акунова И.В.
Очень важно для нас выяснить такой момент.
Договор социального найма официально не заключался, то есть они проживают на основании ордера, и ставят их вроде бы по пункту 2б). А при вычислении субсидии все равно ничего не вычитается, как по пункту 2а)?


Вахнин Л.Е.
Это больше будет касаться 27 пункта, действительно, расчет. Наша позиция здесь такая, что вычитается тот метраж, который он занимает.
Может это показаться, действительно, неким отходом от Правил. Но, смотрите, а что, собственно говоря, такое социальный найм?
Когда мы вычитаем собственность, все понятно: это в собственности, как бы доля, зарегистрированная, то, что человек может продать. А что он может сделать с социальным наймом? Да ничего. Это хуже еще, чем ипотека, потому что ты платишь всю жизнь, а в собственность ничего не переходит, и продать это тоже невозможно. Но, в силу 27 пункта, мы то, что в социальном найме, тоже должны вычитать.
Собственно, в чем вопрос-то? Если собственность, вы вычитаете все, что написано в этом свидетельстве, именно тот метраж, а по социальному найму - только ту долю, которую он занимает. Собственно, которая была оценена при постановке на учет.
Здесь, правда, нужно тоже оговориться, особенно это касается собственности, здесь бывают казусы. Потому что частенько эта собственность не принадлежит гражданскому служащему, а принадлежит его родителям, плюс например, у него есть брат или сестра, и по метражу у него вроде как меньше 15 метров, а когда начинаешь рассчитывать субсидию, получается, что учитываются только родители и сам гражданский служащий. В результате расчет идет на троих. А что мы вычитаем? Все, что в собственности членов семьи гражданского служащего, то есть его родителей. И в этом случае иногда площадь квартиры превышает тот размер норматива, который ему может быть предоставлен. То есть, они в минус уходят.
Вот это, действительно, бывает. Поначалу никто об этом не задумывался, но вот ситуация разворачивается именно таким образом, что на учет вроде как есть основания человека поставить, а дать ему реально нечего, он уходит в минус.

- Как поступать, если право на постановку есть, а размер субсидии при расчете получается «минусовой»?

Вахнин Л.Е.

Как здесь быть? Формально вы ему тоже отказать не можете, надо ставить на учет, но надо с самого начала четко сказать, что дать мы тебе сейчас ничего дать не можем. А дальше пусть решает эту проблему, естественным образом: обзаводится семьей, рожает детей, метраж в расчете на 1 человека будет падать. В конце концов, наше Министерство, оно больше социальное, поэтому демографическая политика, она тоже на наших плечах. Поэтому (увеличение размера субсидии будет происходить) только естественным образом.

- Взрослый сын учитывается при расчете субсидии, а его жена (сноха) нет? Если сноха также работник налоговых органов, можно ли и ее поставить на учет?

Вахнин Л.Е.
Здесь вам надо открыть 4 пункт и прочитать, есть ли там сноха. Вы членов семьи определяете так, как написано в 4 пункте, сноха, естественно, членом семьи не является. То есть, это не является препятствием для того, чтобы их поставить двоих вместе на учет.
С другой стороны, вам надо четко это отследить, чтобы они не получили эту субсидию одновременно. Потому что, когда ее получит первый из этих родственников, не будем называть их членами семьи, то теоретически у него должны измениться как раз условия проживания, в том числе и у второго. То есть, (первые получившие субсидию) приобретают новое жилье и съезжают, вот и все, дальше уже рассматриваете этот вопрос в связи с новыми обстоятельствами.
В принципе, мы, конечно, не вправе требовать от гражданского служащего, чтобы он прописывался в то жилье, которое получит по субсидии, в Правилах этого нет. Но здесь зависит от твердости вашей, указывайте, что вы должны туда все-таки прописаться. Особенно вот в таких случаях, чтобы именно можно было исходить уже из новой обеспеченности площадью жилого помещения того, второго, гражданского служащего, который стоит на учете.

- Внуки при расчете субсидии не учитываются?

Вахнин Л.Е.
В составе семьи вы не можете учесть сноху ни в коем случае, сына – да, внуков – тоже нет.
Если сын ее госслужащий, тогда ставите по выбору одного из них, потому что они члены семьи в силу 4 пункта. Если речь идет о снохе, то вы сноху можете ставить на учет, но здесь нужен двойной контроль, чтобы они не получили эту субсидию одновременно.
В принципе, говоря о базе данных, я, может быть, повторюсь, что недавно вышла обновленная версия и мы теперь будем от Службы в целом, ну и от всех других, принимать печатные карточки с введенными данными о членах семьи (ФИО, дата и место рождения). Ведь этот фильтр, когда одни и те же люди являются и гражданскими служащими, и членами семьи, вот, чтобы их ловить.
Плюс, это связано с тем, что приказ о переходе в другой орган вступил в силу, чтобы они не числились в двух местах одновременно. Потому что бывает так, что из одного ушли, там их еще не сняли с учета, а в новом уже поставили.
Этот вопрос на контроле, мы за этим следить будем строго.

- Если заявитель все же настаивает на включении снохи? Заставлять ли переписывать заявление или возвращать документы?

Вахнин Л.Е.
Я вам могу сказать, как действует наш министерский секретарь. Она ведет прием индивидуально. Госслужащие к ней приходят со всем этим пакетом, она начинает это все смотреть, указывать ему на те вещи, которые явно непроходные, где он уж слишком много попросил, на те вещи, которые, на ее взгляд, недостаточно оформлены, и в этом смысле как-то приходить к общему знаменателю. В том числе и постановление показывает, что вот этих людей мы тебе как членов семьи не учтем.
Здесь есть некая методологическая сложность. В принципе, можно взять документы не смотря, а потом уже на комиссии посмотреть и отказать, потому что вписан этот самый лишний. Но это подход достаточно спорный. Потому что, вообще-то, определение, конечно, членов семьи – это функция комиссий, исходя из тех документов, которые принесли. Но толком это не прописано.
Поэтому здесь подход именно двоякий, с одной стороны, вы можете сразу вернуть документы, потому что там вписана сноха, сказав, что нет оснований к постановке, но это, понимаете, людей только раздражать. Поэтому обычно при приеме документов говорят, перепиши заявление, чтобы оно хотя бы пошло дальше. Если ни в какую, - пожалуйста, комиссия его (пакет документов) вернет через два месяца.

Акунова И.В.
Уточните - вернет документы или все же поставит на учет, но учитывая только тех членов семьи, которых положено? Вот это важно.

Вахнин Л.Е.
Да. Вот я и говорю, что вот этот вопрос не урегулирован. Но ставить без учета мнения гражданского служащего, членов семьи выкидывать, это только порождать новые обращения. Потому что у нас таких уже много.
Хуже того, есть даже люди, которые субсидию получили, купили квартиру, потом только до них дошло, что они кого-то не посчитали, и вот они пишут письма, серьезно, судом грозят, на что мы им отвечаем: да, в судебном порядке оспаривайте, что вам там кого-то недосчитали. Как они это сделают, мы себе не представляем.
Но если это приобретет массовый характер, то здесь уже можно им возвращать, действительно, через два месяца чисто в воспитательных целях, чтобы меру знали.
Постановление опубликовано везде. Все мы госслужащие, имеем высшее образование профессиональное, что является требованием, владеем государственным языком, читаем нормативные документы правительства, это вообще основа основ гражданского служащего, и вот такое нам выкатывают: а я вот вижу это таким образом. Ну, извините, товарищи.

- Место проживания определяется по фактическому жительству или по прописке? (Приводится конкретная ситуация)




Вахнин Л.Е.
Очень просто, берете ее паспорт и смотрите прописку, вот по тому месту, где она зарегистрирована, вы и считаете. Все, кто куда-то съехал, это их личное дело.
Да, постановление это, товарищи дорогие, оно далеко не для всех, я уже это говорил. Я сам лично ни в один из пунктов не вписываюсь, поэтому могу рассуждать несколько объективно.
Так, что, действительно, если вы 10 тысяч человек хотите поставить на учет, это будет довольно серьезным прорывом. С другой стороны, это показывает, что у вас народ до такой стадии уже доведен, что…

- Можно ли при постановке на учет делать исключения, подходить индивидуально? (Приводится конкретная ситуация)

Вахнин Л.Е.
Индивидуально можно, можно только в одном случае.
……
Подождите. Это все очень хорошо, со всеми этими бедами люди идут в местную администрацию, и там это объясняют в нормах Жилищного кодекса, как ужасно выглядит их ситуация и почему их надо ставить на учет. Здесь, я вам говорил сразу, дополнительная гарантия только гражданскому служащему.
Вообще, на мой взгляд, то, что родители там учтены, это тоже не совсем правильно, ну, какое они отношение имеют к гражданскому служащему, только то, что владеют той площадью, на которой он проживает, поэтому их вроде как не исключишь. На самом деле это сделано совсем не для того, чтобы улучшать им условия, а для того, чтобы вычесть то, что им принадлежит.
Поэтому в жизни ситуации, их такой объем, и все они животрепещущие, все они кричат и вопиют, но здесь постановление написано совсем для других целей, именно чтобы предоставить гарантию госслужащему.
А то, что касается исключения, есть только один вариант, он написан как раз в 3 пункте: руководители и помощники высшей группы должностей. Вот там, действительно, возможны эти все исключения. Ниже уже нет.

Акунова И.В.
На те вопросы, которые поступили, мы ответим завтра, будет полноценный круглый стол, будем отвечать на вопросы.
Но один из вопросов, который мы задавали Минздраву, но пока не получили ответа. Можно ли, все-таки, уточнить четко: если госслужащий проживает в жилом помещении, которое принадлежит его родителю, но который там не прописан, является ли это основанием для постановки на учет по пункту 2а)? Потому что по 4 пункту мы учитываем как членов семьи только тех, кто прописан: детей, родителей и супругов.

Вахнин Л.Е.
Ни в коем случае, стойте намертво, что бы они вам там не говорили. Вот когда его родители выселят оттуда, прописку уберут, вот тогда еще ладно, может быть, по 2а) вы его поставите.


Акунова И.В.
Аналогичная ситуация – дальний родственник?

Вахнин Л.Е.
Понимаете, я еще раз говорю о простой и ясной вещи, что постановка на учет для улучшения жилищных условий должна говорить о том, что у человека жилищные условия плохие. То, что у него нет права собственности на ту площадь, которую он занимает, это не предмет нашего постановления. Ну и что, что у него нет права собственности? Мы его не для того писали, чтобы раздавать это все в собственность, а чтобы удовлетворить тех, кому действительно жить негде, кто живет в какой-то развалюхе, либо в коммуналке, либо стеснен дальше некуда.

-Что является основанием для постановки на учет по п. 2в)? Можно ли принимать во внимание пояснения госслужащего о непригодности жилья, приведенные в заявлении?

Вахнин Л.Е.
Я еще раз говорю одну простую вещь, что каждое ваше решение должно быть подтверждено соответствующим документом. Если этот дом, со слов гражданского служащего, аварийный и прочее, должен быть соответствующий документ. Не дают, обращайтесь в суд, чтобы его признавали таким. Иначе вы берете на себя ответственность за то, где он проживает. И очень может оказаться, что там как раз совершенно другие условия.
По пункту 2б) вы можете поставить любого, какие бы у него условия не были, главное – менее 15 метров в той квартире, которую он занимает. Я с чего и начал, что это основной пункт, именно его как раз и надо было использовать.
С общежитиями, кстати, вопрос очень не однозначный. Я не знаю, почему до сих пор никто не спросил, хотя у вас по общежитиям люди ставятся.
И в этих пунктах тоже надо придерживаться одного ясного подхода. Если человеку есть, где жить, он реально занимает какую-то площадь, то по пункту 2а) его уже ни в коем случае ставить нельзя. Почему уж он там живет, это его личное дело, как так сложилось? Пусть меняет место жительства.
В том перечне ухудшений, который значится в 12 пункте, смены места жительства нет, что, на мой взгляд, является тоже упущением. С другой стороны, есть закон о праве выбора места жительства и свободе передвижения, его мы тоже нарушить с вами не можем. Поэтому, если сам госслужащий переехал из какой-то квартиры в другую, тут сказать однозначно, что это ухудшение, нельзя. Если кого-то уже вписал, тогда да, тогда другой вопрос.
Например, в некоторых органах 12 пункт трактуют сугубо однозначно, как написано в постановлении. Но иногда бывают такие ситуации, что действие человек совершил, а ничего не изменилось.
Приведу пример. Он госслужащий живет со своей женой и тремя детьми, квартира у них меньше 15 метров, но там доли распределены таким образом, что 70% собственности у жены, 30 % у него. И вот в апреле 2009 года, когда уже постановление действовало, он вдруг свою долю передает всем своим троим детям. Есть основание признать это ухудшением или нет? Жилищные условия остались прежние, вроде ничего не изменилось, но его, кстати говоря, до сих пор на учет так и не поставили, приписывая ему именно ухудшение. Потому что есть юридический факт совершения действия, которое предусмотрено 12 пунктом – отчуждение находящихся в его собственности этих самых долей. Все. Это, наверное, наш самый частый автор, который пишет. Ну, 5 лет придется человеку ждать.
Это одна ситуация, бывают и похуже, когда, например, все в собственности родителей. Живет гражданский служащий, его родители плюс его братья и сестры, мы начинаем считать субсидию, вычитаем имеющуюся площадь, и сумма уходит в минус. Как ему быть? В этом случае только одно - родители должны распределить свое жилье между детьми, но это будет ухудшением в силу 12 пункта, потому что там так хитро сказано, что в собственности гражданского служащего и членов его семьи, то есть он как бы объединяется в один круг. Поэтому он становится даже заложником решений своих родителей по распределению права собственности на это жилье. Справедливо это или нет? Ну, отчасти. С другой стороны, через 5 лет он может быть уже поставлен без вычета того, что они передали другим детям.
Вот такие вопросы, действительно, в Правилах это не написано, но они идут из реализации всех других пунктов.
Поэтому я-то свою задачу сегодня видел именно в том, чтобы дать вам объемное, комплексное представление обо всех этих пунктах, что один пункт как бы подталкивает другой. И если применять их все в целостности, то вы, естественно, отсечете тех, кто пытается неоправданно проникнуть по пункту 2а), ну и по всем другим.
Поэтому еще раз вам советую прочитать это постановление с карандашом в руках, ну и пожелать вам удачи в дальнейшей работе.


.: Курс валюты :.
    26/09 27/09
    информер курса валют
    USD
    57,5660  57,5186
    EUR
    68,5553  68,0215
    БВК
    76,5749  76,1100
.: Опрос на сайте :.

    Да, плачу самый минимум
    Да, немного укрываю
    Нет, я честно плачу налоги