.: Навигация :.
Обо всем
Камеральная проверка
Выездной контроль
Прибыль
НДС
НДФЛ и изменения с 2014 года
ЕНВД и новые изменения
УСН
Налоговая выгода
Судебные споры
Новости налогообложения
Трансфертное ценообразование
Налоговику
Бухгалтеру
Nanalog.ru » Учет расходов » Расходы на ГСМ

Расходы на ГСМ



Организация или предприниматель, имеющие в собственности, аренде или безвозмездном пользовании автомобили, имеют право признавать расходы на их содержание на основании пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. К таковым относятся затраты на техническое обслуживание, мойку, стоянки автотранспорта, ГСМ. С последними связано наибольшее количество конфликтных ситуаций.
Еще недавно Минфин России и налоговое ведомство активно настаивали, что расходы этого вида нормируются в соответствии с Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (Письма Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/157, от 14.01.2009 N 03-03-06/1/15, УФНС России по г. Москве от 03.11.2009 N 16-15/115253). Однако в НК РФ не предусмотрены ограничения по учету расходов на ГСМ. С этим согласились и специалисты Минфина России: сначала они считали, что налогоплательщик может при желании использовать указанные нормативы, а затем признали: расходы на ГСМ не относятся к категории нормируемых вообще (Письма Минфина России от 10.06.2011 N 03-03-06/4/67, от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61).
Сложность по-прежнему состоит в правильном обосновании размера таких затрат.
Если Нормы расхода топлива, утвержденные Минтрансом России, отражают реальный расход ГСМ автомобилем, правомерно применять их.
Чтобы избежать претензий в ходе налоговой проверки, а также установить контроль над работой водителей, руководитель организации может самостоятельно утвердить нормы расхода топлива своим приказом (распоряжением). Такие нормы будут непосредственно соответствовать парку машин организации, учитывать их техническое состояние и могут корректироваться с учетом простоя в пробках и сезонных колебаний потребления топлива. Обоснованием норм может стать результат контрольных заездов, произведенных в самой организации или по ее поручению специалистами автосервиса.
Если Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив для соответствующей автомобильной техники, руководитель организации может ввести в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями по специальной программе-методике. До принятия приказа организации, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке, налогоплательщик может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (Письма Минфина России от 14.01.2009 N 03-03-06/1/6, от 10.06.2011 N 03-03-06/4/67).
Подтвердить расход топлива также можно, заручившись показаниями остатков топлива в баках на конец каждого месяца и данными о приобретении топлива. Этот способ обоснования расходов вызывает неизбежное неприятие у проверяющих. Но судебные перспективы для налогоплательщика благоприятны (см. Определение ВАС РФ от 02.09.2009 N ВАС-10843/09, Постановления ФАС Московского округа от 25.05.2009 N КА-А40/4142-09 по делу N А40-28575/08-129-83, Северо-Западного округа от 23.11.2009 по делу N А56-4991/2009, от 10.04.2009 по делу N А56-21728/2008).

Пример. В ходе проверки налоговый орган установил, что ООО включило в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, документально не подтвержденные и экономически не обоснованные затраты на приобретение ГСМ.
Инспекция признала факт использования ООО в производственных целях ГСМ, списанных на затраты, недоказанным, поскольку в ежемесячно составляемых налогоплательщиком путевых листах и отчетах по расходу ГСМ отсутствуют сведения о:
- маршруте следования легковых служебных автомобилей;
- ежедневном количестве рейсов;
- о количестве за каждый рейс;
- номерах водительских удостоверений лиц, эксплуатировавших автотранспортные средства;
- дате, времени выезда и возвращении в гараж автомобилей;
- показаниях спидометра;
- остатках топлива в баке автомобиля на начало и конец каждого дня;
- ежедневном расходе топлива.
Налогоплательщик обжаловал принятое по результатам проверки решение налогового органа в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд установил: понесенные ООО затраты на приобретение ГСМ для служебных автомобилей отвечают требованиям ст. 252 НК РФ, поскольку документально подтверждены и экономически обоснованны.
В подтверждение произведенных расходов на приобретение ГСМ налогоплательщик представил в налоговый орган и в материалы дела заключенный с топливной компанией договор, товарные накладные, счета-фактуры, счета на оплату, платежные поручения, а также документы, подтверждающие использование приобретенных ГСМ в производственных целях: инструкции по использованию служебных легковых машин, утвержденные приказами директора организации; приказы о порядке использования служебного транспорта; ведомости выдачи талонов на нефтепродукты; регистры бухгалтерского учета талонов на отпуск ГСМ; путевые листы.
Суд отклонил довод инспекции, что путевые листы не содержат все необходимые реквизиты, как несостоятельный.
В соответствии с Постановлением Госкомстата России N 78 путевой лист является первичным учетным документом по учету работы автотранспортного средства и основанием для начисления заработной платы.
Форма N 3 "Путевой лист легкового автомобиля", утвержденная Постановлением Госкомстата России N 78, в составе комплекта унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в т.ч. служебных автомобилей, специализированных и такси). Она носит обязательный характер для автотранспортных организаций. Утвержденная форма путевых листов предназначена в первую очередь для учета операций по перевозке грузов автотранспортными предприятиями и оформления хозяйственных операций с третьими лицами.
Поскольку заявитель не относится к автотранспортным организациям, форма N 3 "Путевой лист легкового автомобиля" не является обязательным первичным документом по учету работы принадлежащих ему легковых автомобилей. Следовательно, ООО вправе разрабатывать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы на использование ГСМ, где должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
Суд указал: по смыслу п. 1 ст. 252 НК РФ при решении вопроса о документальном подтверждении расходов принимаются любые, даже косвенные доказательства.
Суд установил: ГСМ приобретались обществом для служебных автомобилей, используемых в предпринимательской деятельности; ежемесячное составление путевого листа позволяло налогоплательщику в совокупности с составлением иных документов организовать учет затрат на приобретение ГСМ для служебных автомобилей; списание израсходованных ГСМ производилось по итогам каждого месяца и удостоверялось актами списания, справками бухгалтера. Содержащиеся в путевых листах сведения (пробег автомобиля, остатки ГСМ в баке автомобиля) позволяют определить произведенные расходы и в совокупности с иными первичными документами, оформленными обществом, подтверждают их экономическую оправданность.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи, суд признал затраты ООО на приобретение ГСМ отвечающими критериям ст. 252 НК РФ и обоснованно удовлетворил требования заявителя по спорному эпизоду.
(По материалам Постановления ФАС Северо-Западного округа от 23.11.2009 по делу N А56-4991/2009)

Наряду с документами, подтверждающими затраты на покупку топлива, налогоплательщику необходимо иметь документы, подтверждающие его отпуск и использование.
Основным оправдательным документом остается путевой лист. Разработать его форму организация, не являющаяся автотранспортной, может самостоятельно.
Минтранс России издал Приказ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", однако его нормы не касаются хозяйствующих субъектов, не являющихся автотранспортными предприятиями (предпринимателями, оказывающими транспортные услуги и услуги по перевозке пассажиров). Это объясняется тем, что приказ издан во исполнение требований Устава автомобильного транспорта, который регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным и городским наземным электрическим транспортом (ст. 1 Устава, утвержденного Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ).
Если организация эксплуатирует транспорт для собственных нужд, не оказывая услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов, она имеет право на разработку собственной формы путевого листа с включением в него обязательных реквизитов, предусмотренных ст. 9 Закона N 129-ФЗ.


.: Курс валюты :.
    17/02 20/02
    информер курса валют
    USD
    56,3554  56,3438
    EUR
    70,6471  69,9001
    БВК
    77,5259  76,9783
.: Опрос на сайте :.

    Да, плачу самый минимум
    Да, немного укрываю
    Нет, я честно плачу налоги