.: Навигация :.
Обо всем
Камеральная проверка
Выездной контроль
Прибыль
НДС
НДФЛ и изменения с 2014 года
ЕНВД и новые изменения
УСН
Налоговая выгода
Судебные споры
Новости налогообложения
Трансфертное ценообразование
Налоговику
Бухгалтеру
Nanalog.ru » НДС » Истребование первичных документов, подтверждающих освобождение от налогообложения НДС

Истребование первичных документов, подтверждающих освобождение от налогообложения НДС



Описание ситуации: Предприятие ежеквартально в налоговых декларациях по НДС в разд. 7 отражает операции, не подлежащие налогообложению НДС. Коды этих операций: 1010211, 1010274, 1010201, 1010267, 1010243 и 1010292 соответственно.

Вопрос: В связи с тем что освобождение от налогообложения НДС льготой не является, имеет ли право налоговая инспекция истребовать первичные документы в рамках камеральной налоговой проверки по операциям, подлежащим освобождению от налогообложения НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ?

Ответ: В соответствии с п. 6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В силу п. 8 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
В ст. 149 НК РФ указан перечень операций, не подлежащих налогообложению НДС (освобождаемых от налогообложения).
В наименовании и содержании данной статьи не используется понятие "налоговая льгота" применительно к такому освобождению. Исходя из содержания ст. 56 НК РФ льгота имеет субъектный характер, т.е. предоставляется отдельным категориям налогоплательщиков, тогда как ст. 149 НК РФ освобождает от налогообложения НДС отдельные операции, т.е. носит пообъектный характер.
В результате на практике возникают споры по вопросу о том, вправе ли налоговый орган при камеральной проверке истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие освобождение той или иной операции от уплаты НДС на основании ст. 149 НК РФ.
Налоговые органы прямо ссылаются на Определение Конституционного Суда РФ от 09.06.2005 N 287-О, который указал, что в ст. 149 НК РФ содержится перечень осуществляемых на территории Российской Федерации операций, которые хотя и признаются объектом налогообложения, тем не менее не подлежат налогообложению НДС. По сути, такое освобождение от налогообложения может рассматриваться как предоставление налоговой льготы.
В Определении от 20.11.2003 N 392-О Конституционный Суд РФ указал, что освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (ст. ст. 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения.
Данной позиции придерживается и Президиум ВАС РФ, который в Постановлении от 08.06.2010 N 1650/10 по делу N А42-2050/2007 указал, что обоснование права на применение льготы по налогу на добавленную стоимость в силу пп. 3 п. 1 ст. 23 и п. 4 ст. 149 НК РФ лежит на налогоплательщике: налогоплательщик обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов), объектов налогообложения, а также раздельный учет операций, подлежащих налогообложению и освобождаемых от налогообложения.
Данная позиция выражена также в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 7090/10 по делу N А05-18763/2009, Постановлении ФАС Московского округа от 24.11.2010 N КА-А40/11987-10 по делу N А40-161495/09-108-1268, Постановлении ФАС МО от 28.04.2012 по делу N А40-87461/11-99-409, Постановлении ФАС ВСО от 20.10.2011 N А33-2290/2011, Письме УФНС России по г. Москве от 21.11.2008 N 19-11/108743 "О порядке применения льготы по НДС".
Между тем, рассматривая другое дело по освобождению от обложения НДС операций, предусмотренных пп. 12 п. 2, пп. 15, пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, суд указал, что:
"сравнительный анализ норм статьи 149 НК РФ доказывает, что в данной статье закона закреплены операции, не подлежащие налогообложению, но не все операции, не подлежащие налогообложению, подпадают под признаки налоговой льготы, установленные пунктом 1 статьи 56 НК РФ". Далее: "Признание для целей налогообложения операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), означает, что такие операции не учитываются при формировании налоговой базы по этому налогу".
Налоговые же льготы применяются согласно ст. 56 НК РФ только в отношении объектов налогообложения. Из чего следует, что необходимо отграничивать льготы от случаев, когда не возникает объект налогообложения (Постановление ФАС ПО от 07.03.2012 по делу N А12-13971/2011).
Однако по другому делу, связанному с подтверждением права на освобождение от уплаты НДС по пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ, тот же ФАС Поволжского округа отметил, что из анализа нормы ст. 56 НК РФ следует, что льготы применяются в отношении как объектов налогообложения, так и субъектов, следовательно, операции, не облагаемые НДС, являются для плательщиков этого налога налоговой льготой (Постановление ФАС ПО от 25.01.2012 по делу N А65-9081/2011).
Учитывая в большей частью негативную судебную практику по вопросу о том, являются ли операции, не подлежащие налогообложению НДС, льготой, непредставление по требованию налогового органа документов, подтверждающих право на освобождение от налогообложения НДС отдельных операций, является существенным налоговым риском.
Между тем, в соответствии с представленным вопросом, необходимо рассмотреть вопрос о правомерности истребования налоговым органом первичных документов по операциям, подлежащим освобождению от налогообложения НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
Перечень документов, подтверждающих право на применение рассматриваемой льготы, в соответствующей норме ст. 149 НК РФ отсутствует. Не определен данный перечень и иными нормами.
Поэтому, по нашему мнению, при анализе п. 6 ст. 88 НК РФ необходимо исходить из следующего.
Во-первых, в качестве документа, подтверждающего право на налоговую льготу, следует рассматривать специальный разрешительный документ, на основании которого налогоплательщик обоснованно применяет соответствующее освобождение от налогообложения.
В частности, речь идет о лицензии, свидетельстве или ином нормативно предусмотренном разрешении.
Следовательно, в том случае, когда освобождение определенных операций налогоплательщика зависит от наличия у него соответствующего документа, - данный документ может быть истребован налоговым органом в рамках камеральной проверки.
Во-вторых, необходимо учитывать то, что налоговый орган не просто проводит проверку права налогоплательщика на применение налоговой льготы, но анализирует конкретные показатели налоговой декларации, которые отражают льготируемый оборот.
Учитывая то обстоятельство, что перечень документов, которыми налогоплательщик должен подтвердить свое право на льготу, законодательно не определен, считаем, что в данном случае таковыми могут являться также первичные и иные документы, которые подтверждают правомерность отражения конкретной хозяйственной операции в качестве льготируемой.
С учетом того, что специальные разрешения предусмотрены не для всех случаев освобождения, иными документами, кроме как первичными, налогоплательщик не сможет подтвердить своего права на применение льготы по каждой из таких операций.
Если исходить из иного толкования п. 6 ст. 88 НК РФ, в рамках камеральной проверки правомочие налогового органа на истребование документов в целях контроля правомерности применения налогоплательщиком льготы вообще не может быть реализовано.
Таким образом, считаем, что налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие право на налоговую льготу.


.: Курс валюты :.
    26/09 27/09
    информер курса валют
    USD
    57,5660  57,5186
    EUR
    68,5553  68,0215
    БВК
    76,5749  76,1100
.: Опрос на сайте :.

    Да, плачу самый минимум
    Да, немного укрываю
    Нет, я честно плачу налоги